Село Медведково сохранялось на карте московских пригородов ровно до того момента, как эти земли стали Москвой, то есть до начала 1960‑х годов. А потом, при постройке нового спального района, село очень «качественно» снесли — плотно укатав мусор от снесенных домов. Поверх мусора насыпали плодородный грунт, высадили деревья — получилось «как будто так и было». И все-таки Покровскую церковь на берегу Яузы не снесли, а прилегающую территорию не застроили. Зная, что под землей находятся остатки древней усадьбы, территорию сделали заповедной еще в советские годы — даже и улица, которая проходит рядом, называется именно так. В археологические памятники эту территорию записал легендарный Александр Векслер — в течение многих лет главный археолог Москвы. Сейчас на раскопе работают его ученики во главе с Владимиром Берковичем.
— Культурный слой на площадке покрыт разновременным переотложенным мусором, — рассказал «МК» Беркович. — Интересные с точки зрения археологии культурные слои находятся ниже того горизонта, в котором ведется строительство и благоустройство. Поэтому, с одной стороны, культурный слой сохраняется в целости, а с другой стороны, археологи работают практически только с переотложенными слоями.
Копнуть поглубже? Разумеется, археологи это попробовали. Шурфы на площадке, которые были заложены намного глубже переотложенного слоя, показали, что под землей действительно сохранились остатки крупных зданий. По мнению Владимира Берковича, могли сохраниться и элементы усадебного дома, и храмовые постройки.
— Найденную керамику можно атрибутировать как элемент не позднее XVII века, — уверен археолог. — Изучение переотложенного слоя, а также то, что мы нашли ниже его, подтверждает наличие древнего села Медведкова, а также крупных усадеб в разное время.
Самые потрясающие находки, которые пока что попались ученым, — это печные полихромные изразцы. Они по многим признакам принадлежат парадным помещениям палат XVII века, а зная историю усадьбы, легко предположить, что этих изразцов, согревая руки в холода, касался если не Дмитрий Пожарский, то фаворит царевны Софьи и ее фактический соправитель Василий Васильевич Голицын, владевший усадьбой в конце XVII века.
Возможно, после завершения археологических работ городские власти рассмотрят вопрос о музеефикации места — в таком случае, конечно, потребуются масштабные раскопки уже на глубине культурного слоя. Находки этого сезона подтверждают важность археологического исследования всех старых сел, находящихся в пределах Москвы. Часть из них известна по письменным источникам, другие же полностью забыты.
— Важно понимать, что на территории московских окраин могут сохраняться не только слои ХХ века, но и более ранние, — говорит Владимир Беркович. — Поэтому все работы необходимо проводить с обязательным участием археологов, как и требует закон. Это расширит наши представления об истории нашего города.
Археологам (которые работают с находящимися в земле следами деятельности человека столетней и более давности) в спальных районах Москвы попадались и доисторические находки: скажем, наконечники неолитических копий льяловской культуры (их средневековые московиты называли громовыми стрелами и носили на шее как обереги) и каменные полированные топоры фатьяновской культуры. «Когда я работал в Музее Москвы, мне как-то раз позвонил прораб с одной из строек: пришлите археологов, я нашел каменный топор, — вспоминает Владимир Беркович. — Меня руководитель послал, я еду и думаю: ну какой там топор он мог найти. А действительно — оказалось, цельный полированный фатьяновский топор. Как его только усмотрели строители!..»
В раскопках в Медведкове помимо специалистов-археологов участвуют волонтеры со всего северо-востока Москвы. Это и жители окрестных домов, и активисты движения «Архнадзор», и студенты, замечает один из координаторов работ — Георгий Саатчян. Записаться волонтером на археологические раскопки в Москве достаточно просто, поясняет Владимир Беркович: можно обратиться непосредственно к нему по телефону 8‑985‑122‑41‑87.
— Интересные находки помимо Медведкова совершенно точно могут быть в других древних селах, — предполагает археолог. — Это Ростокино, Алексеевское — совсем недалеко от Медведкова. Другие аналогичные села в пределах МКАД. Работы там часто проводились, но масштабных исследований эта территория еще ждет. Нужно эти села локализовывать и изучать.
Что касается археологической ценности площадки в Медведкове, то уже найденные фрагменты XVII века добавятся к коллекции находок, формирующейся по этому месту еще с 1980‑х годов. Тогда были обнаружены медная книжная накладка и первый полихромный печной изразец, что и дало основание говорить об усадьбе Пожарских–Голицыных на этой площадке.