На 45 мандатов Мосгордумы выдвинулись 426 кандидатов — представители 19 политических партий и самовыдвиженцы, напомнил Валентин Горбунов. Все кандидаты, кроме представителей парламентских партий, обязаны были сдать подписи избирателей в количестве 3% от списочного состава — в среднем, по словам Горбунова, это 4500 подписей.
— До окружных избирательных комиссий к 6 июля дошли 290 кандидатов, — рассказал чиновник. — Остальные так или иначе снялись с выборов. Из них зарегистрировали 233 человека, в том числе 171 партийного кандидата. 45 кандидатов идут от ЛДПР, 44 от КПРФ, 40 от «Справедливой России». Зарегистрированы и кандидаты от непарламентских партий: 32 от «Коммунистов России», 4 от «Родины», 2 от «Яблока», по одному от «Гражданской силы», «Зеленых» и «Партии роста». 18 представителей партий по тем или иным причинам получили отказ в регистрации.
Из самовыдвиженцев — всего их до этого этапа дошло 101 — 62 были зарегистрированы, а 39 получили отказ, сообщил Валентин Горбунов. Как добавил член МГИК Дмитрий Реут, зарегистрирован намного больший процент кандидатов-самовыдвиженцев, чем в 2014 году, когда избирался ныне действующий созыв МГД (зарегистрированных кандидатов было тогда столько же, а отказов — 107).
Работу окружных избирательных комиссий обеспечивали около 1500 сотрудников, рассказал член МГИК Дмитрий Реут. В работе принимали участие члены комиссий, участники рабочих групп, эксперты-почерковеды, сотрудники МВД и других ведомств.
— Кандидатам все время шли навстречу, — заметил чиновник. — Хотели провести день сбора подписей — все организовали, обеспечили охрану, никто не мешал, собирайте.
Мосгоризбирком обеспечил максимальную открытость работы комиссий с соблюдением закона, сказал Валентин Горбунов. На итоговые заседания допущены все СМИ. Члены комиссий не препятствовали проведению трансляций заседаний в социальные сети и СМИ, что обеспечило гласность, открытость и прозрачность работы комиссий.
Основные причины отказов, по словам Горбунова, — подпись и дата вписаны в подписные листы разными лицами либо одним и тем же человеком за нескольких. Некоторые кандидаты подавали более 1 подписи за одного и того же избирателя. Забракованы были и подписи людей, которые не обладают пассивным избирательным правом в данном округе.
— Подписи с недействительными паспортными данными, несуществующие избиратели, «призраки» по 13 кандидатам — всего 9764 подписи, — описывает Горбунов. — Почти окружной районный центр. Лидеры: Яшин — 185, Соболь — 268, Геннадий Гудков — 1051, Соловьев — 1791. Больше всего таких подписей обнаружилось у Бабушкина — 2845.
В результате лидером по снятым кандидатам стал 43-й округ (Арбат, Хамовники, Пресня) — там было отказано в регистрации 8 кандидатам, в бюллетенях осталось трое. Столько же кандидатов будет в бюллетенях 37-го округа (Академический, Гагаринский, Ломоносовский). Больше же всего будет выбор у 14-го округа (районы Алексеевский, Марьина Роща, Бутырский) — там зарегистрированы все восемь выдвинувшихся кандидатов. Вообще же без единого отказа в регистрации обошлись не так уж и мало округов — 19 из 45.
Мосгоризбирком, добавил Горбунов, благодарит представителей кандидатов и самих кандидатов за проведение трансляций, благодаря чему тысячи избирателей смогли наблюдать за работой комиссий и ходом заседаний в прямом эфире.
Как отметил глава МГИК, нарушения, за которые некоторым кандидатам было отказано в регистрации, не ограничиваются забракованными подписями. «Кандидату для регистрации требуется подать не только подписи, но еще множество разнообразных документов, — заметил Горбунов. — Вообще, требования закона достаточно сложны. В частности, подписные листы должны быть изготовлены и официально оплачены после выдвижения, но до момента начала собственно сбора подписей. Иного законодательство не допускает. Именно это нарушение, скажем, стоило регистрации Константину Янкаускасу.
Все жалобы, замечания и обращения кандидатов и избирателей — в том числе опубликованные в Интернете — внимательно отрабатывались, заверил Горбунов. Впрочем, возможно, в недалеком будущем конфликты по поводу некорректно собранных подписей вовсе исчезнут: в рамках программы цифровизации государства и экономики, объявленной правительством, сбор подписей также можно будет проводить в электронной форме. Время для этого, отмечает Валентин Горбунов, настанет «еще при нашей жизни» — когда электронная цифровая подпись станет неотъемлемым атрибутом гражданина. Напомним, уже в этом году на выборах в Москве тестируются сразу две цифровые новации: электронное голосование через личный кабинет «госуслуг» и цифровые избирательные участки для тех, кто, находясь в Москве, хотел бы проголосовать на выборах главы своего региона или депутатов законодательного собрания. Такие выборы в этом году проводятся сразу в 20 субъектах Федерации.