В Москве все чаще горят торговые центры
Эксперты проанализировали причины пожаров, случившихся за последние пару лет в Москве. Первое место уверенно заняла позиция «нарушение правил противопожарной безопасности», а также правил проектирования и эксплуатации зданий. Второй увесистый блок причин — неосторожное обращение с огнем. Ну и на третьем месте — поджоги, которые случаются нечасто.
Если смотреть на типы зданий, то чаще в городе горят жилые строения. В структуре «нежилые объекты» на первом месте — транспортные средства, за которыми следуют места открытого хранения, объекты строительства, неэксплуатируемые здания, сервисные строения, административные здания, объекты торговли, производства, склады, учебные заведения. «В среднем в каждом сегменте происходит по сто пожаров в день», — говорит эксперт рынка систем пожаротушения Алина Сафонова.
Реже всего пожары происходят в культурных заведениях и объектах системы здравоохранения. И все же радоваться рано. Эксперты констатируют рост количества пожаров на 19% на объектах социальной сферы и в медицинских учреждениях, на 30% — в образовательных, и почти на 65% — в торговых центрах за последний год. В зоне риска оказались объекты с массовым пребыванием людей.
Чаще всего в Москве случаются пожары, категорию риска которых МЧС относит к средней. И тем не менее ущерб от них огромен. Сегодня очень важно сохранять от огня не только сами стены и мебель, но и дорогостоящую технику, и информацию, которая в ней содержится, и сверхмощное оборудование. И, разумеется, людей. Поэтому к пожарной безопасности сегодня предъявляются новые требования.
Прежде всего пожаротушащие вещества должны быть безопасными для живых организмов. Кроме того, они должны быть максимально бережными по отношению к технике. Вода, порошок и пена, конечно, портят оборудование и ценные вещи. Вещества, которые «забирают» кислород, представляют серьезную опасность и для людей: несколько лет назад при ликвидации пожара в одном из банков Подольска использовалось пожаротушащее вещество, защищающее денежную массу, однако люди погибли из-за углекислоты, которую оно выделяло.
Поэтому от использования этих веществ постепенно отходят — все большее распространение приобретают так называемые чистые пожаротушащие вещества, не влияющие на вещи. Изначально их придумали для защиты серверных комнат — это специальные газы, способные гасить пламя. Такие газы не проводят электричество, не растворяют другие вещества, быстро справляются с пламенем и безопасны для людей. Как рассказывает старший преподаватель кафедры пожаротушения Академии ГПС МЧС России Александр Алешков, сегодня защиту компьютерного оборудования, серверов, ценной вычислительной техники при тушении пожаров обеспечивают специальные газовые огнетушащие составы: «Такой газ не вреден ни для человека, ни для оборудования, которое другие средства пожаротушения (вода, пена) разрушают». «Пожаротушащие газы — идеальное решение для защиты офисных помещений, музеев, где содержатся ценные коллекции, — подтверждает эксперт рынка пожарной техники Антон Анненков. — Кстати, по статистике, 75% пожаров в таких заведениях происходит после закрытия. Тот же Нотр-Дам загорелся через десять минут после окончания времени его работы. Не исключено, что кто-то просто кинул окурок — и ушел».
Многие годы в мире использовался хладон, однако теперь от него повсеместно отказываются из-за того, что он небезопасен и для людей, и для окружающей среды. В октябре 2016 года представители экологических организаций заговорили о необходимости запретить использование хладонов в силу того, что они ускоряют накопление парниковых газов в атмосфере, способствуя ускорению глобального потепления. В мире ужесточаются экологические стандарты, применение хладона‑125 и хладона‑23 фактически запрещено в Европе, стоимость хладона‑227еа существенно возросла из-за введения ограничивающих квот. Однако вездесущие китайцы продолжают выпускать эти газы. И в России хладоны по-прежнему не просто популярны — их продолжают использовать все чаще.
Более современным и безопасным считается фторированный кетон, внешне похожий на воду, за что его называют «сухой водой» — при этом даже при погружении в эту жидкость электронные устройства не страдают, они продолжают работать, бумага не коробится, краска не смывается. «Фторкетон безопасен для людей и животных, распадается за 3–5 дней, поэтому мы используем это вещество для защиты от огня информационных центров, музейных экспонатов, уникальных объектов культуры и искусства, школ, детсадов», — говорит Александр Алешков. Однако и его вездесущие китайцы уже начали повсеместно подделывать.
«Пока у нас нет нормативов, чем тушить музеи. Однако директор Эрмитажа, узнав о том, что пожар в московском Центре Грабаря тушили пеной, ужаснулся и оборудовал музей газовыми системами пожаротушения. Такие же системы используются и в Москва-Сити, и на Останкинской телебашне, и во многих других объектах Москвы», — рассказывает эксперт рынка пожарной безопасности Олег Юнязов.
Как рассказывает Антон Анненков, растет спрос и на компактные автономные системы пожаротушения, предназначенные для зашиты небольших пространств. Например, в новых вагонах метро на каждый состав предусмотрено по 75 таких систем.
Как тушить высотки
Вопрос защиты высотных зданий, которых появляется все больше, сегодня стоит особо. Многие помнят пожар на Останкинской телебашне — одной из главных столичных высоток, именно тогда выявились серьезные проблемы в этой сфере. Недавно весь мир потряс пожар, который вспыхнул в соборе Парижской Богоматери и нанес непоправимый ущерб одному из самых известных в мире памятников архитектуры. Как говорит эксперт в области пожаротушения Глеб Трофименко, от пожара в Париже, который случился 15 апреля 2019 года и повлек за собой частичную утерю всемирного культурного наследия, не застрахована ни одна страна или организация: «Катастрофы такого порядка, связанные с пожарами, к сожалению, человечество наблюдает регулярно. Каждый раз это стечение большого количества обстоятельств и факторов. Это особенности конструкции здания, погода, снаряжение бригады и ее квалификация, возможность быстрого доступа пожарной бригады, виды проводимых работ и т.д. При этом статистика МЧС Москвы говорит, что в целом на объектах строительства и реконструкции пожары происходят на 30% чаще, чем на действующих объектах с массовым пребыванием людей. Объекты культурного наследия, имеющие историческую ценность, обычно подвержены возгоранию, а пожары в них отличаются агрессивностью и распространяются быстро. Такие объекты пожароопасны как сами по себе, а именно их деревянные перекрытия и прочие конструкционные особенности, так и их наполнение: картины, мебель, предметы интерьера.
Как бороться с огненной стихией на высоте и на объектах культурного наследия? Сегодня в этом плане незаменимы системы пассивной огнезащиты, которые позволяют зданию «выживать» до четырех часов даже при сильных пожарах. Как только с датчиков поступает сигнал о возгорании, система автоматически срабатывает, не давая пламени разгореться.
Многие производители тоже озабочены внедрением энергоэффективных программ и технологий для строительства и эксплуатации современных зданий. Ставятся цели снижать выбросы парниковых газов и уровень потребления отходов, увеличивать использование возобновляемых источников энергии, экономить воду...
Как рассказывает кандидат химических наук Софья Громова, сегодня все более популярными становятся кровельные материалы со светоотражающими гранулами, которые существенно ослабляют эффект «городского пекла» летом, благодаря чему крыша меньше нагревается на солнце.
Еще один «хит» — так называемые продукты для длительной пассивной огнезащиты. К ним относятся различные огнестойкие материалы и краски, а также, например, эндотермические маты, которые в режиме углеводородного пожара защищают металлоконструкции. Кабельные проходки от пожаров спасают с помощью специальных огнестойких герметиков и подушек. Все эти материалы повышают огнезащиту здания до четырех часов.
В общем, средств борьбы с огнем появляется все больше, однако эксперты говорят, что люди сами должны быть бдительны.
Самые известные пожары в Москве последних лет
27 августа 2000 года пожар случился на Останкинской телебашне, его причиной стало короткое замыкание.
Десять человек погибло в результате пожара, начавшегося 12 мая 2003 года в гараже строящегося дома ЖК «Алые паруса» на Авиационной улице и охватившего около 400 м².
24 ноября того же года на улице Миклухо-Маклая произошел очередной пожар в общежитии РУДН. Площадь возгорания превысила 1000 м². В этот раз было 42 погибших, более 180 студентов получили травмы и ожоги.
14 марта 2004 года, в день президентских выборов, практически полностью сгорел Манеж. При тушении погибло двое пожарных, еще двое получили травмы.
26 марта 2005 года загорелся вернисаж в Измайлово. Огонь охватил более 10 тысяч м². Двое пострадали, одна женщина погибла.
7 мая 2005 года пожар произошел на металлургическом заводе «Серп и молот». Огонь охватил площадь 5000 м² и вызвал частичное обрушение крыши здания.
14 мая 2006 года пожар, вызванный замыканием электропроводки, охватил 12 000 м² склада с аптечной продукцией на северо-востоке города; один человек погиб.
9 декабря 2006 года из-за поджога случился пожар в наркологической больнице №17 на Болотниковской улице. При малой площади — всего 100 м² — огонь унес жизни 45 человек.
25 марта 2007 года от спиртовой жидкости для фаер-шоу загорелся ночной клуб «911» на Малой Дмитровке, из-за чего 11 человек погибли, еще восемь были госпитализированы.
7 февраля 2008 года из-за короткого замыкания сгорел клуб «Дягилев» в саду «Эрмитаж».
31 марта 2009 года пожар на площади 4000 м² без пострадавших произошел в техническом здании Московского авиационного института.
15 июля 2010 года горело 2000 м² Художественного центра имени Игоря Грабаря. Погибли двое пожарных.
Новый пожар на заводе «Серп и молот» произошел 12 августа 2014 года, у административного здания площадью 2500 м² обрушилась крыша.
Разрушительный пожар произошел 30 января 2015 года в библиотеке ИНИОН РАН. Огонь охватил 2000 м² и длился более суток, у здания обвалилась крыша и разрушилось левое крыло. Обошлось без человеческих жертв, однако в пожаре было утрачено 5 млн изданий из 14,2 млн фонда библиотеки, многие из которых были в единственном экземпляре.
9 сентября 2017 года загорелась стройплощадка небоскреба Neva Towers в бизнес-центре «Москва-Сити», пожар был быстро потушен.