В Царицыно выпал снег

Метель занесла античные скульптуры

В жаркий июньский день в Москве разразился небывалый снегопад. И самое самое удивительное, что продлится он до конца октября. Здесь тот случай, когда прогноз погоды не врет. Виновником климатического коллапса стал художник-исследователь Сергей Катран. С его легкой руки античные скульптуры в Оперном доме музея-заповедка «Царицыно» накрыла прямо-таки пушкинская метель. В сугробах в компании Аполлона Бельведерского искупался корреспондент «МК».

Метель занесла античные скульптуры

Психологи установили, что желание недостижимого свойственно человеческой натуре. Нам вечно чего-то не хватает: зимой – лета, а летом – зимы. Но теперь нехватку снежности в теплое время года легко восполнить на выставке «Политика снега». На открытие проекта-мистификации каждый желающий мог поваляться в сугробе. Самое прекрасное, что природный сбой не повлиял на температуру: впервые в истории зима пришла без холода. Мистификация удалась благодаря «снегу» из полистирола. Им занесло неоготический дворец архитектора Баженова, известный как Оперный дом. Внутри сейчас обитают мраморные скульптуры античного эпоса, перевезенные сюда из усадьбы Останкино пока музей находится на реконструкции. Белые классические изваяния среди белых сугробов – чем не поэзия?

Для художника Сергея Катрана снежный проект-мистификация и правда поэтический – отчасти. Не случайно он установил в зале два экрана, на которых между прогнозом погоды («на выходные похолодание до -12») и зимними фотографиями возникают стихи. Например, Пушкина: «Идет волшебница-зима, Пришла, рассыпалась клоками…». Здесь же неспроста появляется цитата философа Бориса Гройса: «В будущем только снег, дождь, солнечный свет и некоторые другие, абсолютно некоммерческие, кстати, природные феномены будут восприниматься эстетически…». Природа – самый гениальный художник, тут не поспоришь. И не случайно выставка открылась перформансом группы Poema Theatre. Актеры в «нарядах снежных служб РФ» сначала высыпали на гостей пару мешков снега, а затем устроили в сугробах фиерический танец. В нем было все: от пушкинской метели и символического выхода белого павлина (Катран хотел привезти настоящего павлина-алибиноса, но не удалось) до политического манифеста. Перформеры пластично вырастали из снега, как античные боги. А еще изображали городские службы, разгребающие сугробы лопатами, в качестве которых выступили смартфоны на селфи-палках. Воров, набивающих снегом одежду, – без них почему-то не обходится ни одно государство. Измеряли шарфами снежные заносы и гостей… «Политика снега» – не только художественная выставка, но декрет в 27 главах.

Помимо многословного манифеста художник нарисовал флаг снега, украсивший вход в основной зал. Придумал зимний гимн: музыка композитора Владимира Раннева, текст – компиляция из реальных публикаций СМИ о небывалых снегопадах. А так же предложил гостям заполнить анкету с полушуточными вопросами («Сколько снега вы съедаете во время зимы?») – опросник нужно бросить в прорезь в стене, почти как на выборах.

– Исследователи считают, что от изменения климата порой приводит к смене политического строя, – рассказывает «МК» Сергей Катран. – Так, при Борисе Годунове три года подряд была засуха и как следсвие не урожай. Холод стал катализатором Смуты. А в 1905 и 1917 годах были вспышки на солнце и, возможно, они и подтолкнули людей к революции. Есть теория, что нами правит климат, а нам только кажется, что мы сами определяем свою историю. Интересна вот еще какая закономерность: когда к власти приходит диктатор, он часто опираются на классику и отвергают новое искусство, как было с Гитлером. Он пытается утвердить свою непогрешимость. Таким образом диктатор подсоединяется к традиции: я делаю так же верно, как делали в эпоху Возрождения или Античности. Когда мы наблюдаем возрастающую любовь власти к классическому искусству, то, знайте, что это сигнал…

Словом, эта выставка – шире, чем игра с парадоксами, климатическими и эстетическими, в ней много смыслов и уровней погружения в тему снежности. Хотя больше всего гостей открытия увлекла игра со снегом. Посетители ныряли в снег в прямом смысле слова, буквально купались в нем. А художник даже прошелся по залу на лыжах. Однако на следующий день она преобразовалась в новый формат: несколько скульптур окружили огромными стеклянными емкостями, заполненными снегом. Отчего, впрочем, поэзия парадоксов не испарилась. В следующий раз посетители смогу поваляться в снегу 21 октября на финисажа выставки.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру