«МК» изучил проблему и выяснил: на смену моде на углубленное изучение иностранных языков пришло тотальное помешательство на занятиях олимпиадной математикой и программированием. В результате родители всеми правдами и неправдами пытаются пропихнуть в профильный класс даже абсолютно не способных к техническим наукам детей. А репетиторы по математике зарабатывают целые состояния на желающих пробиться в топовые математические школы, конкурс в которые доходит до 15–20 человек на место.
В последние годы количество родителей, мечтающих вырастить из своих детей математических гениев, растет буквально в геометрической прогрессии. Но в этом году произошел настоящий взрыв: конкурс при поступлении в ряд топовых школ был вполне сопоставим с конкурсом в престижные вузы. А рядовые учебные заведения столкнулись с тем, что подавляющее число учащихся при выборе профиля независимо от способностей любыми способами пытаются пробиться в математический класс.
— В нашей школе деление на профили происходит в 5-м классе, — рассказывает завуч одного из столичных комплексов. — Наше учебное заведение всегда славилось своей гуманитарной направленностью, углубленным изучением иностранных языков. Однако несколько лет назад в связи с возросшим спросом на естественные науки, мы открыли и два математических класса. В прошлые годы дети распределялись по классам достаточно равномерно, в зависимости от своих способностей и предпочтений, но в этом году произошел настоящий математический бум. Мне принесли более 120 заявлений на поступление в маткласс, пробиться туда разными способами пытались даже дети с годовой «тройкой» по профильному предмету. Кроме того, обидно, что даже родители девочек, явно тяготеющих к гуманитарным наукам и имеющих успехи на различных олимпиадах, стремятся склонить их к математике. При этом родители упорно не хотят понимать, что для успешного изучения данного предмета способности просто необходимы, одного натаскивания будет недостаточно. В результате нематематический ребенок будет мучиться от тяжести нагрузки или в конце концов все равно перейдет в гуманитарный класс.
Особо продвинутые родители не ограничиваются поступлением ребенка в профильный класс своей «дворовой» школы, а замахиваются на топовые математические лицеи. Для поступления в престижные школы папы и мамы зачастую уже с детского сада начинают возить своих чад на олимпиадные кружки, а затем раскошеливаются и на дорогущих репетиторов.
— В реальности мамы, помешанные на математических школах, как будто зомбируют друг друга, — рассказывает Юлия, мама четвероклассника. — Мы пошли по стандартному пути — сначала отдали ребенка в математический кружок при мехмате МГУ и возили его по бесконечным олимпиадам, а в 4-м классе взяли репетитора, который специализировался на подготовке в желаемые учебные заведения. Один урок длительностью полтора часа стоил у педагога 4 тысячи рублей, и это без гарантии поступления. Ставки учителей, которые реально могут протащить в желаемую школу, доходят до 10–12 тысяч за урок. В конечном итоге кончилась наша история печально, на экзамене сыну не хватило одного балла.
Игорь Дружинин, учитель математики с 25-летним стажем, уверен, что любая мода на специализации на том или ином предмете ничего хорошего не несет и вредит детям: «Реально главная задача любого родителя помочь ребенку найти свое призвание, раскрыть таланты, а не натаскать по какому-то определенному предмету. У меня совсем недавно был случай, когда девочка, которую родители буквально насильно запихнули в маткласс, закончила его, поступила в технический вуз, а уже через год бросила его и поступила на вечернее отделение иняза. Так что против природы не пойдешь. Что касается поступления в топовые математические школы, то очень часто попасть туда намного легче, чем там учиться. Многие дети с трудом справляются с программой, учеба для них становится практически непосильной задачей, некоторых и вовсе отчисляют из престижных школ. В результате все это становится для ребенка огромной психологической травмой и никак не способствует гармоничному развитию».