Регламент вкратце таков. Стоять приходится 15–20 минут? Это уже ЧП, но вагоны покидать не нужно. Пассажиры сидят в составе больше часа без движения, к тому же с ограниченной подачей электричества? Предусмотрена эвакуация «на своих двоих», через тоннель. Однако на этот раз вышло по-другому.
— Ехал один поезд от «Шелепихи» до «Хорошевской», — рассказал «МК» один из машинистов. — Внезапно снялось напряжение и не подается. Машинист осмотрел состав — нет нескольких токоприемников. Ему назначают вспомогательный поезд-толкач, чтобы довести состав до следующей станции. У того тоже снимается напряжение, осматривают — нет токоприемника. Назначают другой вспомогательный — в неправильном направлении. Тот неудачно сцепился, разбил сцепку. Потом еще один вслед идущий поезд токоприемники посшибал…
— В момент обнаружения неисправности в тоннеле находилось 5 составов, — официально подтвердили в пресс-службе Московского метрополитена. — Два из них были отправлены на ближайшие станции. По регламенту это приоритетный способ доставки пассажиров до станций при сбое: в этом случае пассажирам не приходится покидать поезд. Однако особенности неисправности и рельефа перегона не позволили обеспечить вывоз оставшихся трех составов на станцию.
По словам представителей подземки, был выбран «сценарий, обеспечивающий максимальную безопасность пассажиров»: к остановившемуся составу подъезжал другой поезд, который забирал людей и довозил до станции «Хорошевская». Вариант с ведением пассажиров по тоннелю был более рискованным, утверждают метрополитеновцы. До ближайшей станции пришлось бы идти более километра по путям, а без специальной подготовки это опасно.
Для более чем тысячи застрявших пассажиров происшествие стало фатальным. В соцсетях один из «пленников» рассказал, что опоздал на свидание и теперь не уверен, поверит ли ему потенциальная невеста. Другой пожаловался, что спешил на собеседование, но работодатель уже успел взять на его место другого кандидата…
«Чтобы облегчить пребывание пассажиров в остановленных поездах, мы включили на полную мощность вентиляцию в тоннеле, — заявили в пресс-службе метро. — Это снижало температуру в вагонах и обеспечивало приток свежего воздуха. На станции пассажиров ждали медики, но их помощь не потребовалась».
Проводятся ли в метрополитене учения по таким нештатным ситуациям? Как сообщают «МК» сотрудники — проводятся, но чаще всего лишь теоретические, в форме инструктажей и информационных писем. Надеемся, что «великое стояние» 21 мая побудит руководство подземки к улучшению регламентов эвакуации. Ведь причина поломки контактного рельса до сих пор не ясна, а новых перегонов в московском метро много. И кстати, по словам бывалых работников метро, «эвакуация по тоннелю — один из штатных вариантов, она при снятом напряжении на контактном рельсе вполне безопасна».