Стать победителем столичного конкурса педагогов, как оказалось, — дело нешуточное. Войти в него в августе 2018 года решили более 12,5 тыс. учителей Москвы. А вот финалистами оказались всего-навсего 29.
Примечательно, что первым этапом для участников конкурса стала метапредметная олимпиада «Московский учитель», без сомнения, потребовавшая от педагогов серьезной дополнительной подготовки. В 2019 году решением оргкомитета право на участие в конкурсе получили также победители и призеры еще двух олимпиад: «Новый учитель новой информатики» и «Учитель школы большого города». Так что уровень претендентов на победу в конкурсе «Учитель года Москвы-2019» легко себе вообразить.
Впрочем, задания, предложенные участникам состязания, по единодушному мнению журналистов были ох какими непростыми! Даже на отборочном этапе победители учительских олимпиад должны были представить публичный рассказ о передовом научном исследовании, повлиявшем на их практику и приведшем к новым образовательным результатам их учеников — то есть, другими словами, продемонстрировать как знание последних достижений педагогической мысли, так и умение их применять на практике, вдобавок добившись конкретных внедренческих результатов!
Работала бы так наша промышленность — Россия давно бы превратилась в ведущую экономическую державу мира, не знающую конкурентов! А вот московским учителям, как оказалось, это вполне по плечу. И, как выяснилось, не только это.
Среди других конкурсных заданий было написание публицистической статьи на тему «Идея школы, которая учит придумывать идеи», а также решение ситуационной практической задачи. Таким образом, и здесь четко проявился основной подход к требованиям к качеству работы столичного учителя — сочетание мощной теоретической базы, креатива и практических навыков.
По итогам второго этапа были выявлены 29 лидеров-финалистов, а затем и лауреаты конкурса, в число которых вошла Анна Макарова. Их ждали новые испытания, и в том числе новшество 2019 года — задание «Разговор со школьниками», дополняющий отныне традиционный уже «Разговор с министром».
Конечно, принципа «На вкус и цвет...» никто не отменял. Но все же думается, что последний намного легче разговора со школьниками. В конце концов, министра худо-бедно знают все, а стало быть, и реакцию главы Минпросвета хотя бы теоретически можно просчитать заранее. А тут, как уточнил замдиректора Городского методического центра Департамента образования и науки Андрей Лукутин, конкурсантам пришлось «выйти к незнакомым детям в незнакомую школу, найти значимую для ребят тему и обсудить ее с ними так, чтобы им было интересно».
Признайтесь честно: вы бы так смогли? Мы — точно нет! А вот столичные учителя это сделали. И лучше всех — Анна Макарова. При этом особенно приятно, подчеркнул зампредседателя Московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки России (и по совместительству зампред Большого жюри номинации «Учитель года» в 2019 году) Сергей Горбун, что «обычно в конкурсе побеждают в основном молодые люди. Но в этот раз не только красавицей, но и победительницей оказалась Анна».
Сама «красавица и победительница» главным образом говорила об учащихся:
— Чтобы наши дети могли добиться каких-то результатов, нам, учителям, обязательно надо совершенствоваться! — не сомневается она. — А победа в конкурсе — это прежде всего большая ответственность. Ведь с одной стороны, я буду представлять Москву на Всероссийском «Учителе года», а с другой, «Учитель года Москвы» обязательно должен быть ориентиром для тех, с кем он работает, общается, он должен стать для них надежным плечом и опорой.
Ну что тут добавишь?! Разве что то, что московский опыт подготовки к конкурсам педагогов оказался чрезвычайно востребован в регионах:
— Как раз сегодня, — признался журналистам Лукутин, — мы поедем рассказывать орловско-смоленским учителям и управленцам, как готовятся к конкурсам в Москве. Будем делиться нашим опытом. Но откроем им, ясное дело, не все наши секреты: кое-что утаим и рассказывать не станем!