Метрополитен продолжает обновлять рельсы: обычные, грохочущие — на тихие, бесстыковые. Их еще называют бархатными: поезд едет плавно, как будто по мягкой ткани. Это достигается за счет отсутствия стыков между рельсами. Уровень шума при этом уменьшается на четверть. Так станет и на Кольцевой линии метро. Там до 1 июня должны завершить первый, подготовительный этап работ: уложить специальные подрельсовые подкладки. По информации пресс-службы московского метро, сейчас работы ведутся на участке от «Белорусской» до «Курской». «Подкладки под рельсами меняют ночью, когда метро закрыто, чтобы не мешать потоку пассажиров. В распоряжении специалистов есть чуть больше двух часов, пока с контактного рельса снято напряжение», — пояснили в ведомстве. Такие подкладки обеспечивают надежное крепление бесстыковых рельсов, помогают равномерно распределить давление на шпалу от проходящего поезда и сохраняют подошву рельсов от преждевременного износа. Они представляют собой прямоугольную металлическую пластину, которая крепится между рельсом и шпалой. На Кольцевой заменили уже 90% подкладок — то есть 100 тысяч штук.
На следующем этапе заменяют шпалы, потом уже рельсы. Их сваривают алюмотермитным способом в единую длинную конструкцию без швов. Так убираются стыки между рельсами. Сам способ применяется железнодорожниками давно. Суть его такова: над стыком двух рельсов помещается конструкция со специальным порошком. Затем под воздействием высокой температуры этот порошок плавится, и прочно соединяется основной материал рельсов. Таким образом, фактически стыки исчезают. Сам порошок состоит почти на четверть из алюминия и на три четверти — из оксидов железа. Окислы в процессе восстанавливаются до чистого железа.
На самом деле подобная технология — не новшество для московского метро. Так, с 2012 года бесстыковые рельсы укладываются на всех новых линиях, включая МЦК. «Бархатный» путь есть на участках Таганско-Краснопресненской, Замоскворецкой, Сокольнической, Серпуховско-Тимирязевской, Кольцевой, Арбатско-Покровской линий. В прошлом году в метро заменили более 80 километров рельсов. До 2020 года обычный звеньевой путь на бесстыковой заменят всего на 265 километрах пути.
Кроме того, подобная технология применяется и на железных дорогах. Например, на участке Октябрьской железной дороги. С одной стороны — да, когда едешь на скоростном поезде в Питер, то ощущаешь всю тишину и плавность хода поезда. С другой — эпоха, как бы пафосно ни звучало, уходит в прошлое: «Постой, паровоз, не стучите, колеса…»
Впрочем, кому-то эта дорожная романтика даром не сдалась. Так, «МК» писал о жителях района Крылатское, которые уже больше десяти лет жалуются на шум от подземки. В 2008 году там открыли перегон «Крылатское»—«Строгино», и москвичам начало казаться, будто вагоны ездят у них по головам. Особенно сильный шум был в доме 31, корпус 1, по Крылатской улице. Скорее всего, виной тому конструкция самого дома: он стоит на насыпном грунте, а фундамент оголен самодельными подвалами. В итоге на запрос в пресс-службе метро нам ответили, что «метрополитен заменил стандартные рельсовые подкладки на перегоне «Крылатское»—«Строгино» на специальные, виброгасящие. Последняя специализированная проверка состояния верхнего строения пути на перегоне «Крылатское»—«Строгино» проводилась 21 ноября 2018 года. Подкладки под рельсами были в исправном и надлежащем для продолжения эксплуатации состоянии». Напомним, что замена рельсов на бесстыковые снизит уровень шума на четверть. Надеемся, это будет достаточно, чтобы Крылатское наконец заснуло в тишине.