Президент Ассоциации педагогов семейных детских садов (семейных дошкольных групп), семейного образования и воспитания Наталья Польскова рассказала нашему изданию о том, как устроена жизнь взрослых и детей в семейном детском саду.
— Наталья Александровна, вы работали воспитателем семейного детского сада, расскажите о своем опыте.
— Когда только начинала, в 2008 году, у меня было четверо детей, потом появились на свет еще двое. В общей сложности я десять лет трудилась воспитателем семейного детского сада и могу сказать, что мой опыт абсолютно положительный. Благодаря работе дома я могла уделять внимание не только малышам, но и быть включенной в жизнь старших детей. Уверена, что родители одинаково нужны детям и в грудном возрасте, и в школьном, и в студенческом. У нас не было разобщенности между детьми и родителями, которая характерна для многих современных семей. Речь не идет о постоянном контроле, я говорю лишь о вовлеченности родителей в жизнь детей, которая так необходима растущему человеку. Давно заметила, что дети становятся менее подверженными стрессам, когда родители рядом. И все это дает семейный детский сад. Я всегда с особым трепетом относилась к воспитанию своих детей, поэтому создание семейного детского сада в нашей семье стало оптимальным решением.
— Какими качествами должны обладать мама или папа, которые работают в семейном детском саду?
— Они должны быть прежде всего хорошо организованы сами и понимать нужный ребенку распорядок дня, уметь занять всех детей, чтобы в играх старшие помогали младшим. Важно помнить, что каждому ребенку нужно обеспечить собственную траекторию развития, при этом нужно понимать, как в разновозрастной группе эти траектории должны правильно пересекаться.
— Вы говорите о достаточно тонких психологических материях. Доступны ли они начинающим воспитателям и как насчет специального образования?
— Этому вполне можно и нужно учиться. В нашем городе работает гибкая система открытия семейных детских садов — квалификационные характеристики позволяют его открыть, не имея профильного образования. Мама или папа оформляются помощником воспитателя или младшим воспитателем и проходят обучение. Когда профильное образование завершено, можно уже претендовать на должность воспитателя. Если возникает необходимость в повышении квалификации, оно происходит по такой же схеме.
— Семейный детский сад меняет социальный статус многодетной мамы?
— Безусловно. Социальный статус у многодетных мам, открывающих семейный детский сад, меняется. Меняется и отношение в обществе к таким семьям. Говоря простыми словами, такая мама становится неким «маяком», на который хочется ориентироваться. Возможность совмещать работу и заботу о своих детях — очень востребованная тенденция среди современных родителей. К тому же, когда многодетная мама официально трудоустроена, может совершенствоваться, учиться новому, повышать свою квалификацию, она тверже стоит на ногах, меньше беспокоится о завтрашнем дне, ее дети ухожены и образованны. Такой женщине хочется подражать, она вызывает уважение, у нее повышается самооценка. Очень многие на базе имеющегося уже высшего образования проходят профессиональную переподготовку и получают диплом о педагогическом образовании. Когда дети вырастут и семейный детский сад закроют, мамы-воспитатели смогут продолжать работать в дошкольных группах школ.
— Дети растут в разновозрастных группах в семейном детском саду. На ваш взгляд, это плюс или минус?
— Считаю, что разновозрастная группа — это замечательно, более того, естественно. Взаимоотношения и общение младших и старших детей прекрасно дополняет то, что дает воспитатель — взрослый человек. Зачастую дети проще находят общий язык, объясняют друг другу простые понятия. Моему самому старшему ребенку 22 года, а младшему — восемь. Когда ребята постарше проводят время рядом с маленькими, то они и учатся лучше, и к жизни больше приспособлены.
— Семейный детский сад — одна из дошкольных групп в школе. Воспитанники семейных детских садов и воспитатели ходят в школу?
— Дети постоянно приглашаются и на занятия, и на спортивные состязания, концерты, праздники в школу, пользуются пришкольной территорией — нет никакого обособления. Мама-воспитатель или папа-воспитатель — полноправные члены школьного коллектива, общаются с коллегами, получают методические рекомендации. При тех столичных школах, которые много лет успешно работают с семейными детскими садами, открыты консультативные центры, в которые обращаются как воспитатели действующих семейных детских садов, так и те, кто только планирует подобную деятельность.
— Какие тенденции: количество семейных детских садов стабильно или растет?
— Количество многодетных семей, как и семейных детских садов, в нашем городе растет. И эта тенденция, думаю, в немалой степени связана с поддержкой семейных детских садов Департаментом образования и науки нашего города.