— Девушки, девушки в черном, которые будут выходить на сцену, готовьтесь скорее, — громогласно кричит в раздевалке одна из организаторов показа. На Каширке собрались пенсионеры и пенсионерки не только со всех ближайших районов — в импровизированном зрительном зале нет ни одного пустого стула. Все они пришли увидеть, что в 55 жизнь только начинается и это вовсе не «дожитие».
Красавицы за кулисами ничем не уступают своим молодым коллегам: яркие платья, точеные фигуры. Со спины не дашь и 30 лет! Вот только морщинки возле глаз выдают прожитые годы... В этот день дизайнеры представляли модные платья в русском стиле и не менее модные очаровательные шляпки. Среди красавиц в одеяниях боярынь, в расшитых жемчугом кафтанах и накидках, ходили дамы в утонченных черных платьях.
— Мы представляем коллекцию «Русское поле» — вечерние платья и верхняя одежда для женщин от 35 лет и любых размеров, — рассказала хозяйка модного дома Наталья Тимофеева. — Работать с моделями старшего возраста очень приятно — ответная реакция и желание быть красивой гораздо выше, чем у обычных профессиональных моделей. Энергия показа выше! Если у человека есть желание быть красивой, измениться, то ничто не помешает быть моделью. Взрослые дамы — это очень благодарная публика, все воспринимают хорошо. Мне очень нравится с ними работать. В моем модном доме основная целевая аудитория — дамы старшей возрастной группы, потому что в России, по моему мнению, именно эта категория женщин наиболее обделена. В магазинах меньше всего одежды именно для них. А взрослая женщина тоже хочет быть красивой, веселой, счастливой.
В новую коллекцию вошли платья классического стиля, но в немного современном варианте. Наталья вылавливает из вихря порхающих моделей одну даму в ярко-желтом платье. Показывает наряд, показывает отстегивающиеся элементы, нежно проводит рукой по итальянскому бархату. «Меня вдохновил желтый цвет — в нашем регионе не хватает солнца, очень хочется яркой одежды», — пояснила она. Модель Елена Родионова, которой и не дашь ее 60 лет, гордо стоит рядом — видно, что ей нравится ее внешний вид.
— Это все «Московское долголетие», — смеясь, отмахивается она от вопроса, как же ее занесло на подиум. — Уж мне надо быть моделью, я высокая. Я раньше мечтала, а теперь моя мечта воплотилась. У нас уже был показ, но я все равно немножко волнуюсь. И в то же время мне очень радостно — у нас очень красивые наряды. Есть движения трудные, но мы все преодолеем, всякие повороты. Мы научились красиво держать руки и осанку.
Тем временем девушка-организатор просит всех моделей срочно подойти к сцене — до показа остались считаные минуты. Дамы в русских нарядах пойдут первыми. А пока удается поймать за кулисами миниатюрную девушку в черном платье и воздушной шляпке. Девушке оказывается 52 года — она мама четверых детей и бабушка уже взрослой внучки.
— Я вообще супербабушка города Москвы, — признается Галина Феринчук. — Я в 2016 году заняла третье место на соответствующем конкурсе, и тогда я попала сюда. Это именно с подачи «Супербабушек», когда мы показали, что мы все можем — можем жить как бесшабашные подростки, — появилось «Московское долголетие». У нас уже есть модельное агентство свое, а «Московское долголетие» нас объединяет. Мы зовем всех бабушек, чтобы они почувствовали, что жизнь не проходит даром. И многие приходят! Нас было-то всего человек 50, а сейчас нас под 300. Я раньше никогда не занималась показами, но теперь я без этого не могу.
Здесь надо отметить, что конкурс «Супербабушка» появился раньше, чем проект «Московское долголетие». Хотя цель у обоих проектов по сути одна: показать, что после 55 жизнь только начинается. Красивые и стройные бабушки вот уже восемь лет читают стихи, поют песни, дефилируют по подиуму, чтобы доказать, что с возрастом они становятся только моложе, стройнее и прекраснее. В «Московском долголетии» нет соревновательного момента, но бабушки и дедушки все равно доказывают, что старости не надо бояться — она может быть яркой и насыщенной.
«Сейчас наши дамы будут танцевать вог!»
К сцене зовут и остальных — показ начинается. Степенно и красиво под медленную музыку на сцену одна за одной выходят дамы в ярких русских нарядах. Как верно сказала за кулисами одна из модельеров: «Возрастные модели более естественны, более свободны на сцене. Они несут в себе то, что уже прожили, на их лицах видна мудрость». Действительно, если на обычных модных показах юные девушки идут по подиуму с непроницаемыми лицами, то тут было видно и волнение, и руки, которые не слушались, но все равно возвращались в правильное положение. Женщины не шли «под копирку», одним и тем же шагом, а несли себя каждая по-своему. Кто-то чуть быстрее, кто-то медленнее. Было видно, что это настоящие, живые женщины, не с обложки. «Хочется улыбаться, когда их видишь. Какие красивые! А ведь это наши ровесницы...» — шепнула одна зрительница другой.
А девушки — рука не поднимается написать «пенсионерки» — плыли по сцене. Одна — в белом длинном платье в пол, с белой короной на голове. Другая — в оранжевом расклешенном платье и ярко-фиолетовой накидке. Согласитесь, в магазин в таком пойдет не каждая, но вот на праздник можно позволить себе не только черное платье.
После эффектного показа гостей ждал удивительный подарок. На сцену поднялась руководительница «Школы королевской осанки», где возрастных моделей и учат, как вести себя на сцене, и объявила... танец!
— Сейчас наши девушки будут танцевать вог, — сказала Елена Федукович. — Это модный танец, название произошло от журнала Vogue. Все смотрели этот журнал, всем нравились позы, которые принимали красивые женщины. И люди решили повторить эти позы, превратив их в танец. Это что-то вроде легкого фитнеса для дам старшего возраста!
На сцену вышла тренер по вогу — девушка Евгения. А за ней вереницей модели — все только в черном, чтобы не отвлекать зрительниц от танца. В облегающих нарядах, с модными прическами (а прически у всех дам действительно стильные, короткие), они заняли свои места и начали двигаться...
Действительно, элементы танца — копия поз с обложек модных женских журналов. Вспомнили, как замирают девушки на фото? Вот-вот, это оно самое. Только картинки живые, а позы быстро меняются. И фитнес правда очень легкий, двигаются в основном руки. Зато очень изящно. Дамы быстро и легко повторяют движения за тренером. Где-то не попадают, правда, где-то отстают. Но это только добавляет им шарма: видно, что перед нами живые люди, которые реально готовились и волновались!
«Пускаем на подиум только с 55»
Пока фотографы перестраивали камеры, а журналисты ловили упорхнувших со сцены моделей, Елена Федукович из «Школы королевской осанки» устроила новый сюрприз. На сцену вышли модели, которые только начали осваивать искусство легкой походки и еще не принимали участия в показах. На глазах у зрителей они провели настоящий мастер-класс.
— Итак, девочки, выходим на сцену, — командует Федукович. — Дайте нам музыку!
В зале звучит бодрое I will survive Глории Гейнер: First I was afraid, I was petrified... На подиуме дамы — уже не в ярких костюмах, а в своей обычной одежде: кто в джинсах, кто в платье.
— Первая пошла, — командует Елена, и женщина лет шестидесяти в черном платье начинает идти. — В обязательном порядке в самом начале руки должны быть прижаты к телу. Идет неплохо, но не надо делать такой широкий шаг... Следующая!
За ней выходит красотка с розовыми волосами и в сером платье. «Посмотрите, какая эффектная женщина! Но ноги надо ставить ровнее и разворачиваться по-другому». Для каждой из моделей у Федукович нашлось свое замечание: «Вам надо идти более энергично! А вам помедленнее, и обязательно задержаться в конце подиума, иначе вас не успевают фотографировать».
— Так, а вот эта хорошо идет. Позирует на камеру, молодец, молодец! Посмотрите, какие волосы, какие глаза, — обращается ведущая к залу, пока модель наслаждается вниманием. — А вот этой угадайте сколько лет…
Речь идет о женщине в обычных джинсах и рубашке, но с просто восхитительной фигурой. О таких сплетницы говорят: «Ведьма — ест и не толстеет». Действительно: талия, ноги, руки — некоторые такого и в 20 лет не имеют. Лицо прекрасной незнакомки тоже не выдавало ее возраста. Зал так и не угадал, сколько ей лет. «40? 50? У нас на подиум только с 55 пускают», — со смехом парировала ведущая показа.
Импровизированный мастер-класс завершился. И пока модели не успели сбежать, мне удалось поймать звезду прошедшего показа.
— Да 56 лет мне, — смеется Ирина Арташева, та самая пенсионерка с осиной талией. — Я попала на этот проект чисто случайно. Дело в том, что когда я вышла на пенсию, то не могла продолжать работать по специальности. Пришла в центр занятости, чтобы переучиться и продолжить работу. Меня там увидели и сказали, что скоро будет кастинг моделей старшего возраста. Я его успешно прошла, и вот сегодня в первый раз вышла на подиум.
— Да, у нас было только три занятия, — перебивает ее коллега по показу Антонина Никанорова, которая выглядит не хуже. — Так что это просто «проба пера». Нас пригласили попробовать подиум. Я сама в Фейсбуке увидела объявление о кастинге, отправила им свои резюме и фото. Меня пригласили. Так оказалось около 50 человек желающих. Был отбор: мы ходили — нас оценивали. Потом пригласили заниматься. Было очень приятно, что мою красоту оценили.
И Ирина, и Антонина рассказывают, что от первого показа осталось только ощущение праздника, ощущение счастья и молодости. «Я в свое время занималась танцами, и ощущения сейчас испытала те же, что и в молодости. Могу дать совет людям старшего возраста, которые только начали пробовать себя в модельном деле: самое главное — иметь ощущение внутреннего Я и не бояться. Подиум раскрепощает, женщина начинает чувствовать себя женщиной», — поделилась Ирина.
— Надо пробовать, — дала совет Антонина. — Не все могут выдержать, перебороть страх: камеры, вспышки, народ. Многие пугаются. Вот мы и попробовали себя. Нет, страшно не было. У нашего поколения, на самом деле, было не так много возможностей, чтобы раскрыть себя. И вот если сейчас представился случай, то почему бы им не воспользоваться?
Время носить шляпки
В зале заиграла громкая музыка, на очереди — показ изящных шляпок. В нашей культуре женщину в шляпке скорее примут за странную особу, чем за утонченную леди. Хотя во всем мире дамы, особенно в возрасте, не стесняются ходить в головном уборе даже в магазин. Если это красивая шляпка, с вуалью, цветами и прочим, то дама в ней начинает чувствовать себя не пенсионеркой тетей Валей из соседнего подъезда, а Валентиной Николаевной: расправляются плечи, выпрямляется спина. Нашим дамам надо присмотреться к такому аксессуару.
— Мои шляпки универсальны — их может надеть и ребенок, и женщина, которой «за …». Поэтому я думаю, что любая женщина, и девочка, и бабушка могут их надеть. Они дополняют внешнюю и помогают проявить внутреннюю женскую красоту, — рассказала после показа дизайнер шляпок и член Общественного совета проекта «Московское долголетие» Светлана Кварта. — Откуда я черпаю вдохновение? Наши красавицы сами провоцируют на красоту, какие тут могут быть вопросы? Это же молодые, очаровательные, красивые девчонки, но уже мудрые. Глядя на наших девочек фантазия сама бушует, не надо напрягаться, чтобы создавать красоту. Они сами настолько красивые! Это одно удовольствие. С молодыми, профессиональными моделями надо больше строгости. Наши возрастные модели более естественные, более свободные на сцене.
Светлана дает всем дамам очень простой совет: каждая женщина должна сама почувствовать, какую шляпку ей лучше всего носить. «Они могут сами себе ставить какие-то запреты, но, видя других красивых женщин, они решаются эти запреты снять. Вот сейчас дамы в зале посмотрели и наверняка подумали: что, может, и мне попробовать такую шляпку? И главное, чтобы такое желание появилось.
Прическа, макияж — и этот дед наш!
Прежде чем выйти на подиум, прежде чем надеть красивое платье или шляпку, женщина должна еще намарафетиться и причесаться. Многие дамы думают, что для пенсионерок существует только одна прическа — короткая стрижка. Как только стукнуло 55, сразу в парикмахерскую — стрижемся под мальчика и забываем, что когда-то были красивой женщиной. Дамы из «Московского долголетия» думают иначе. Не обязательно отстригать все, что отращивалось непосильным трудом в течение жизни, чтобы быть красивой. Женщины возраста «за …» могут делать любые прически.
…Прямо над залом для показов организаторы «Территории красоты» устроили импровизированную парикмахерскую. Работа в самом разгаре — сразу несколько седых дам сидят с бигуди на голове, кого-то расчесывают, кому-то заплетают косички. К парикмахеру и культорганизатору территориального центра «Москворечье-Сабурово» Карине выстроилась огромная очередь.
— Я делаю абсолютно импровизированную прическу и не советуюсь с моделью, — рассказала мастер Карина. — Это нужно, чтобы человек снял бигуди, посмотрел на себя в зеркало и сказал: «Я никогда так не делала, но это очень круто, я хочу теперь делать такую прическу». Я использую новый материал, который наши дамы в связи с возрастным контекстом не видели, либо видели, но не покупали. Это нужно, чтобы они приобщились к новинкам, чтобы поняли, что это не страшно, это интересно, не отнимает много времени, сил и денег. Вот, например, такие бигуди, — в руках у мастера закрученные по спирали полоски. — Они ходовые, но многие их не знают и не умеют ими пользоваться. Но это легко и доступно, в продаже они есть везде. Полчаса — и прическа готова.
По словам мастера, бабушки чаще всего не любят объемные прически. «Вот пришла дама, она никогда не носила большой объем, а я ей сделала, и бабушке понравилось. Я показываю новую косметику для волос, новые средства для укладки, новые расчески. У этих бабушек есть внучки, дочки и невестки, они тоже могут этим пользоваться. Здорово прийти к ним и сказать: «Смотри, внучка, что я умею!».
Перед укладкой можно расчесать волосы специальной расческой, которая не только наводит на голове красоту, но и лечит.
— Мы начинаем с небольшой силы тока — надо посмотреть реакцию человека, это все индивидуально, — потом повышаем, — рассказывает сотрудник центра социального обслуживания «Коломенское» Елена Корченко. У нее в руках расческа, от прикосновения которой волосы потрескивают. — Вот мы усилили ток, как ощущения?
— Вообще хорошо, — говорит сидящая на процедуре пенсионерка. — Я прям засыпаю. Ну, треск идет, треск я слышу.
После прически можно и накраситься. Увы, наши бабушки знают только два вида макияжа: «село» (синие тени и красная помада) и вообще никакой. На мастер-классе «Территории красоты» дамам объясняли, как наносить «базу», какую тушь и помаду лучше выбрать.
— Мы обучали женщин, как правильно ухаживать за собой, — рассказала ведущая мероприятия, независимый консультант по красоте Лариса Ильина. — Делали базовый уход и экспресс-макияж: ровный тон кожи, помада и тушь. Женщины ушли очень довольные и красивые — с помадой, тоном, румянами.
КАК ДАМАМ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ПОДОБРАТЬ...
Прическу:
Прически для людей старшего возраста подходят любые. Им терять уже нечего, они видели все, могут себе позволить абсолютно все — это самый волшебный возраст. Главное, чтобы было комфортно для души. Даже синие волосы, нет никаких канонов и стандартов. Волосы не зубы, отрастут, всегда есть возможность переделать.
Макияж.
Для взрослой женщины подойдет больше персиковый или коралловый макияж, который бы освежал ее. Такой макияж дает лифтинг-эффект и приподнимает контур лица. Дамы так
же могут использовать средства для ухода за кожей. Но главное, правильно подобрать средство, лучше всего использовать только один бренд для всех средств — очищение, увлажнение, тоник. Плюс подход должен быть системным: например, мажем кожу каждый день на ночь. Разовое использование крема эффекта не даст. Кроме того, дамы старшего возраста могут не отказываться от ежедневного макияжа. Надо только подобрать уходовую косметику, которая не будет портить кожу. В такую косметику входят масла, минералы, воски. Носить макияж можно в любом возрасте, даже в 70 лет. Более того, макияж может помочь подправить огрехи природы — нависшее веко или морщинки, например. С помощью косметики эти дефекты можно скрыть.
Одежду.
Чем отличается одежда для старшего поколения от одежды для юных особ?
Размером. Возрастная группа — это не размер 42-44. Важны этические нормы, юбка должна быть ниже колена, закрытые руки. Формы должны быть более плавные и женственные.
Нарядные вечерние платья. Нет четкого предпочтения в цветах. Женщины носят в основном черное, но могут и должны надевать те цвета, которые им нравятся.