Транспортники совершенно правильно организовали целых три компенсационных маршрута (и еще 14 сделали бесплатными). Правда, все они следовали до разных станций метро, и пассажиры сперва путались: КМ1 — он до «Выхино» идет или до «Котельников»? А КМ2? Ни один из автобусов не шел с остановками по всем станциям ветки. На самом деле оно и не нужно. Но «МК» решил поставить эксперимент и проехаться от начала и до конца. Проведать, так сказать, все перекрытые станции.
«Мы так и до «Кузьминок» дойдем» — «И не говори, ох…» — грустно шутят между собой две женщины. 7.40 утра, выход из станции метро «Пролетарская». Человек двадцать, синхронно вынырнув из подземного перехода, набросилась на человека в салатовой жилетке. Мужчина, даже не дослушав вопрос, махнул рукой: туда! Идем всей толпой минут пять — автобусы паркуются далековато.
Транспорт приходил на «Пролетарскую» заполненным. Из каждого автобуса высаживалось человек по 50. Синенькие «гармошки» действительно ходят с интервалом меньше минуты.
…Первую пересадку мне надо сделать в «Текстильщиках» — единственный автобус от «Пролетарки» пролетает мимо «Выхино». И хотя ранним утром все едут из центра, людей в салоне много.
— Я вчера думал в «Садовод» сгонять вечером, глянул в навигатор — показывает один час вместо десяти минут! Решил, что потом съезжу, — рассказывает Рамиль. Он живет у «Волгоградского проспекта». — У меня жена в субботу вечером от «Котельников» до «Волгоградского» 45 минут ехала. Долго, но терпимо. Все жалуются, жалуются, а как иначе метро строить? Легче же потом будет.
По словам собеседника, автомобилисты так и не прислушались к призывам променять личных «железных коней» на общественных. «Сегодня с семи утра уже навигатор мне показывал, что дороги полные, семь баллов было. Я пересел, а сосед мой так и поехал на работу по пробкам», — говорит еще один мужчина в автобусе. А между тем мы летим по выделенке Волгоградского проспекта. От восьми полос широкой магистрали автомобилистам осталось только четыре. Дорогу для автобусов отгородили красными и белыми тубами с наброшенными мешками песка. Ну чисто баррикады. Правда, они не пугали водил: на моих глазах многие из автомобилистов выезжали на выделенку, потихоньку сдвигая препятствия. Да и автобусы иногда не чурались втереться в ряд машин, если их собственный ряд стоял.
До «Текстильщиков» домчались минут за 10. Добраться до «Выхино» можно на коротком маршруте КМ-3. На его пути всего четыре станции: «Текстильщики», «Кузьминки», «Рязанский проспект», «Выхино». Предположив, что дорога займет все те же минут 15, я удобно уселась в кресле. Не тут-то было…
Метро в Москве перекрывают не впервые. И каждый раз для компенсационных маршрутов организовывают выделенные полосы. Ход правильный и разумный, иначе какой толк от вставших в пробку автобусов? В случае с фиолетовой веткой выделенки тоже сделали, откусив часть полос у Волгоградского и Рязанского проспектов. Можно сложить один плюс один. Сужение больших магистралей и перекрытие съездов неминуемо привело к пробкам на всех окрестных улицах. А компенсационные автобусы были вынуждены в какой-то момент на эти самые улицы сворачивать. Как итог — пассажиры тоже встали в пробку. До «Выхино» мы тащились целый час…
Впрочем, никакого гнева среди пассажиров не было. Жаловались — это да. Основные потоки ругани исходили от автомобилистов. Не спорим, с ветерком прокатиться не удалось никому. Но ведь можно было и не садиться в машину?
Кое-как доползли до «Выхино». Там все относительно спокойно. По крайней мере стоящих в четыре ряда на остановке страшной толпой не назовешь. Автобусы подскакивали быстро, люди стояли в ожидании не больше пяти минут.
Скорее всего, на помощь пришли электрички — как известно, проезд на них в сторону центра сделали бесплатным. Правда, идти от автобуса до платформы придется минут пять через местный институт. Но уже у самой станции удивляешься — и там пусто.
— Ну конечно, часов в семь много людей было, — комментирует ситуацию дежурная рядом. — Многие выехали с запасом, поэтому к девяти народ уже рассосался. В основном все удивлялись, что проезд бесплатный. Я думала, будет хуже.
Впрочем, электрички не уходили пустыми. Утром в Сети появились фото людей, очень тесно стоящих в тамбуре вагона. Как будто они вот как раз кильки в той самой банке. С другой стороны, и в подземке они ехали бы так же.
Потолкавшись еще немного, добрались и до «Жулебино». А там уже и до «Котельников» рукой подать. На часах 10.00. Доброе утро, город.
На обратном пути мне захотелось мчаться, поэтому решено было пересесть на электричку в «Текстильщиках».
…Начался дождь. Мужчина у остановки в громкоговоритель зазывает всех пересесть на железнодорожный транспорт. То, что мне нужно! Он же и подробно объяснил, как дойти до платформы.
— Скажите, а перерывы в расписании есть? — спрашиваю его с опаской.
— Нет, точно нет.
Дорога через местный торговый центр заняла минут пять. На выходе из него стоял такой же сотрудник Дептранса — и снова вежливо указал мне дорогу. У касс на станции пусто — чудо!
— Вам билет до Курского вокзала? Да, бесплатный, сейчас пробью, — сказала тетенька в окошке. — Электричка когда? Сейчас гляну. Через 40 минут…
Да, перерыва в расписании нет. Но и сами поезда ходят не каждые пять минут. Чай не в метро…
В общем, последствия могли быть более ужасными. Если вы пассажир, то заложите на дорогу лишние полчаса и лучше заранее посмотрите, каким путем поедет автобус. Выбирайте те маршруты, которые следуют по Волгоградскому или Рязанке. Если вы автомобилист, то… Говорят, йога помогает успокоиться. А лучше пересаживайтесь на автобусы, экономьте нервы.
В конце концов, это только сейчас фиолетовая ветка кажется такой ужасной. После открытия Некрасовской линии забитые битком вагоны, по идее, уйдут в прошлое, а истории про «Выхино» станут страшными сказками для детей. Жители Котельников, Некрасовки, Люберец смогут не тащиться до Таганско-Краснопресненской линии. И это, в отличие от перекрытий, уже навсегда.
А КАК У НИХ?
Директор Центра исследования транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики (ИЭТТП) НИУ «Высшая школа экономики» Константин Трофименко:
«При реконструкции существующих станций или расширении сети линий подземки и строительстве новых ограничения неизбежны.
Так, в Дубае ограничения действуют уже больше года — там с января 2018 года для строительства нового участка закрыта одна из станций Красной линии (Red line) и перегоны к предыдущей и следующей за ней станциям. Управление дорог и транспорта города предложило пассажирам альтернативу в виде бесплатных экспресс-автобусов, которые работают в часы работы метро и перевозят жителей Дубая «в обход» закрытой подземки.
Перерывы в работе линий и станций также случались и в Вашингтоне, где закрытия были организованы на различных отрезках метро в разное время. Долговременную реконструкцию проводили и на одной из важнейших линий подземки Будапешта, которой ежедневно пользуются 500 000 пассажиров, — участок закрывался более чем на год. В течение месяца были закрыты станции метро Лондона — ограничения действовали в августе, когда люди брали отпуска и уезжали на летние каникулы.
С временными закрытиями подземки неоднократно сталкиваются жители Большого яблока — например, в прошлом году руководство метро Нью-Йорка объявляло об обновлении цифровой инфраструктуры и многомесячной реконструкции сразу нескольких станций, которые обслуживают десятки тысяч пассажиров каждый день. В период с января 2019-го по февраль 2022 года на один год каждая будут закрыты две станции метро на Манхэттене — обе они сильно повреждены водой и плесенью. Власти планируют заменить часто ломающиеся эскалаторы, модернизировать системы пожаротушения, безопасности и связи. Для минимизации неудобств пассажиров в городе пообещали увеличить автобусное сообщение через район, в котором расположены станции, а также организовать дополнительные бесплатные трансферы между автобусными линиями и станциями метро».