Сегодня дошкольное, общее и среднее профессиональное образование в Москве получают более 1474,7 тыс. детей, включая 437,1 тыс. дошколят. (В 2010 году — 1120 тыс. человек, в том числе 288,6 тыс. воспитанников детских садов.) Эту почти полуторамиллионную ребячью армию принимают 555 крупных образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования, в том числе 504 школы с дошкольными группами. В общей сложности там трудятся 96,5 тыс. педработников, включая 54,6 тыс. учителей. Размах впечатляет. Однако еще сильнее впечатляют характеристики, которыми описываются результаты системы образования Москвы: доступность; массовое качество; соответствие мировому уровню; развитие талантов каждого ребенка для обеспечения его полезности и нахождения своего места в экономике города в будущем; технологичность; эффективность. И говорят об этом ведущие зарубежные эксперты.
Школа мирового уровня
В 2016 году директорат образования и учебных достижений Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) провел исследование качества образования в школах города Москвы по стандартам и материалам PISA. Оно стало крупнейшим исследованием такого рода, когда-либо проведенным на уровне отдельного города, и принесло замечательные результаты: уровень школьного образования в Москве был признан одним из самых высоких в мире.
Принципиально важно, что тестирование имело сплошной характер, охватив не узкую группу самых продвинутых школ города, а более 42 тыс. учащихся в возрасте 15 лет из всех (!) учреждений Москвы, где к моменту проведения исследования реализовывались общеобразовательные программы (609 школ). Но даже при такой массовости система образования Москвы по уровню читательской грамотности и математической грамотности вошла в шестерку лучших образовательных систем мира, а минимальная разница в баллах между всеми школами Москвы и школами — лидерами исследования PISA доказала высокую плотность результатов столичного образования и доступность качественного образования на уровне самых высоких международных результатов для всех школьников города, независимо от места жительства, уровня доходов семьи и других факторов. Последнее так потрясло зарубежных организаторов, что этот факт был зафиксирован в их отчете.
Дальше — больше. 5 декабря 2017 года появились результаты международного исследования PIRLS‑2016. В нем Москва впервые приняла участие в качестве самостоятельного субъекта исследования, включив в свою выборку, отдельно от общероссийской, 4289 четвероклассников из 150 школ. Эти ребята и заняли первое место среди своих сверстников из 50 стран и 11 территорий, продемонстрировав снова не только высокие средние показатели читательской грамотности, но и высокую плотность результатов. Другими словами, массовое качество образования вне зависимости от места жительства и социально-экономического положения семьи.
В прошлогоднем исследовании международной консалтинговой компании Bain & Company систем образования 20 мегаполисов мира, учитывавшем средний уровень знаний школьников, доступность знаний и достижения сильнейших учеников, Москва вновь вошла в топ-пятерку и наряду с Сингапуром, Шанхаем, Хельсинки и Гонконгом была отнесена к группе городов с передовым образованием — высоким уровнем знаний и высокой плотностью результатов учащихся. При этом высокие результаты в международных исследованиях подтверждаются также и другими показателями. Взять хотя бы олимпиады школьников.
Образовательный олимп
В 2018 году впервые московские школьники завоевали свыше 50% дипломов победителей Всероссийской олимпиады — 191 (50,6% от общего числа), а по итогам проведения восьми международных олимпиад по химии, математике, физике, биологии, информатике, географии, астрономии и астрофизике, а также естественнонаучной олимпиады и вовсе завоевали 13 золотых и 9 серебряных медалей — 61% всего «золота» сборной России! (В 2010 году — три золотых и семь серебряных медалей.)
Участие студентов московских колледжей в том же году на международном чемпионате Euroskills в Будапеште принесло им две золотые, четыре серебряные и одну бронзовую медаль. И по решению правительства Москвы победителям и призерам международных олимпиад по общеобразовательным предметам, победителям и призерам мирового чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills и чемпионата Европы Euroskills были вручены премии в размере 1 млн рублей за золотую медаль, 500 тыс. рублей — за серебряную и 250 тыс. рублей — за бронзовую.
Такой стимул трудно переоценить! Между тем с 2016 года в Москве проходит и международная олимпиада школьников крупных городов и столиц мира. Соревнования проводятся по четырем предметам: химия, информатика, математика, физика. Москва третий год занимает там первое место в командном зачете, набрав, к примеру, в 2018 году 736,53 балла. Дипломы победителей тогда получили также Шанхай с 638,5 балла (оцените разницу!), Санкт-Петербург (628,45 балла) и Гонконг (627,08 балла). Всего же в 2018 году в соревнованиях приняли участие школьники из 33 городов 26 стран мира.
Технологичность по-московски: МЭШ
Первое, что приходит на ум, когда говорят о технологичности столичного образования, — это мегапроект «Московская электронная школа» (МЭШ), обеспечивший городские школы современными электронными системами, а в целом более глубокой информатизацией всей столичной системы образования. В число его ключевых сервисов входят: электронная запись в детские сады и школы; электронный журнал и дневник; электронная библиотека; проход и питание по электронной карте; видеонаблюдение; система электронных диагностик «Мои достижения»; электронная система подачи заявлений на участие в ГИА, итоговом сочинении (изложении); сервис аттестации учителей на основе электронных систем; сервис по автоматизации бухгалтерского учета, а также кадрового учета и расчета заработной платы работников государственных образовательных учреждений Москвы. Таким образом, МЭШ охватывает чуть ли не все стороны школьной жизни.
К примеру, в общем доступе библиотеки МЭШ находится более 33 тыс. сценариев уроков, 348 учебников и 883 электронных учебных пособия, свыше 42,5 тыс. интерактивных приложений. И если по линии технического решения проект не является новинкой, поскольку оснащение подобным оборудованием давно вошло в мировую практику, то в части создания и модерирования образовательного контента самими учителями МЭШ не имеет прямых аналогов в мире. Данную особенность отметили и международные эксперты, включая организаторов упомянутого исследования Bain & Company. В 2018 году на образовательном саммите HundrED в Хельсинки проект МЭШ был включен в список 100 главных образовательных проектов мира, а в 2019 году стал победителем Всероссийского конкурса лучших практик и инициатив социально-экономического развития российских регионов. Что же обеспечило все эти успехи?
Механизм успеха
Вначале о прозе жизни. То есть о деньгах. Бюджетное финансирование системы Департамента образования и науки Москвы с 2010 года по 2018 год выросло более чем в 1,6 раза — с 165,7 млрд руб. до 268,8 млрд руб. Но одной арифметикой дело не ограничилось. Москва перешла на новую логику финансирования системы образования по принципу «деньги следуют за учеником», одновременно устранив неравенство в финансировании школ и повысив эффективность финансово-хозяйственной деятельности. Это позволило предоставлять москвичам качественное образование; школам и колледжам — значительно улучшить свою материально-техническую базу; а педработникам — учителям, воспитателям, преподавателям и мастерам производственного обучения — повысить оплату труда. Создание же крупных образовательных комплексов сделало возможным практически в каждой школе ввести многопрофильность программ обучения и развивать предпрофессиональное образование (инженерные, медицинские, кадетские и академические классы, «Курчатовский проект», проект «Кружок от чемпиона» и др.). В свою очередь широкий выбор профилей образования позволил выстроить эффективный учебный план и создавать гибкие изменения образовательной траектории ребенка.
Важным инструментом мотивации к достижению лучших образовательных результатов является столичная система поощрения лучших педагогов и школ, прежде всего грантов мэра Москвы, ежегодно присуждаемых школам за их вклад в повышение качества столичного образования. (Всего их 220, включая 20 грантов I степени по 30 млн руб.; 50 грантов II степени — по 20 млн руб.; 100 грантов III степени — по 10 млн руб.; 50 грантов за создание в школах благоприятной социокультурной среды — по 4 млн руб.) С 2018 года претендовать на их получение могут также частные образовательные организации. При этом если ранее средства грантов могли быть направлены школами-получателями на развитие своей материально-технической базы школ, то с 2018 года их можно использовать только на материальное поощрение педагогов и других сотрудников.
Гранты мэра присуждаются на основе рейтинга вклада школ в качественное образование, учрежденного в 2011 году, и учитывают такие параметры, как результаты ГИА‑11 и ГИА‑9, а также всероссийской и московской олимпиад школьников; надежность внутришкольной системы оценки качества образования; развитие профессиональных умений и профессионального мастерства; результативность работы с дошкольниками; работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, и работы по профилактике правонарушений; включение социокультурной среды Москвы в образовательный процесс; качество образования в школах, расположенных на одной территории; развитие массового любительского спорта. Таким образом, сумму баллов своей школы своими достижениями может увеличить каждый ученик. А значит, именно он оказывается в центре всей системы образования Москвы.
Из школы — в вуз
Примечательно, что одним из следствий создания условий для образовательной и социальной успешности каждого жителя Москвы, в частности повышения качества предпрофессионального образования, стал рост доли москвичей, поступающих в столичные вузы на бюджетной основе.
Вот, например, что сообщили «МК» в одном из лучших технических вузов страны — Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС»:
— При поступлении в ведущие вузы Москвы выпускникам московских школ приходится конкурировать с лучшими выпускниками со всей России, которые задают очень высокую планку,— разъяснил проректор по учебной работе НИТУ «МИСиС» Вадим Петров. — Поэтому традиционно абитуриентов из регионов России в московские школы поступало больше. Однако в последние годы наметилась тенденция по увеличению доли выпускников московских школ в вузах столицы, что свидетельствует о росте уровня подготовки. Это связано в том числе с тем, что Департамент образования и науки города Москвы прилагает значительные усилия по повышению качества образования: развивая совместную проектную деятельность школ и университетов, реализует большое количество проектов по предпрофессиональной подготовке. Благодаря взаимодействию «школа–вуз» школьники не просто готовятся к своей будущей профессии, они получают доступ к исследовательской инфраструктуре мирового уровня лучших университетов и реализуют проекты под руководством ведущих ученых. Сегодня более десятка тысяч московских школьников обучаются в специализированных классах — например, медицинских или инженерных.
По словам проректора, МИСиС является активным участником проекта «Инженерный класс в московской школе», реализуемого совместно с Департаментом образования города Москвы. «Став участником этого проекта в 2015 году, наш университет сотрудничал с девятью школами столицы, но сейчас инженерные классы НИТУ «МИСиС» действуют в 35 школах. В них обучаются около двух тысяч школьников, 700 из которых задействованы в постоянных проектах с преподавателями НИТУ «МИСиС».