Пакет в России всегда был больше, чем просто пакет. В народном творчестве можно даже найти градацию этих аксессуаров в рамках быта обычной российской семьи. Вершину пьедестала занимает пакет подарочный — здесь все просто, в них принято преподносить презенты. На втором месте пакет «приличный» — с такими не зазорно спуститься в метро или прийти на работу. Внутрь кладут документы, сменную обувь или просто вещи, которые не влезли в сумку. Третье место занимает пакет средней паршивости — их используют для покупок в супермаркете, чтобы на вопрос кассира ответить «у меня свой». На последнем месте скромно притаился пакет третьесортный — он хорош только для мусорного ведра. Энтузиасты выделяют и царя пакетов. Это огромный мешок, в котором дома хранятся все остальные виды.
В последние годы в Москве появилась новая категория пакетов, которая вытеснила с первого места обычный подарочный. Это упаковка, которая является подделкой под известные бренды, — они заполонили столичные рынки и интернет-магазины. Перед праздниками спрос возрастает в разы: горожане закупают их, чтобы придать вес бюджетному подарку и поразить одариваемого финансовыми возможностями. Как это работает: купил в переходе флакон духов, вложил в фирменный пакет — и наблюдаешь, как глаза получателя округляются от восторга и благодарности.
Три дня до 8 Марта. Популярный рынок рядом с метро «Дубровка». Пакеты здесь продаются на каждом ряду: часть продавцов совмещает ассортимент с поддельным парфюмом, часть торгует только упаковкой. «Гуччи», «Шанель», «Диор» — бренды на любой вкус и цвет. Причем некоторые продавцы активно открещиваются от того, что их товар — всего лишь копия: «Мамой клянусь, оригинал, сам Сергей Зверев у меня покупает!» Другие в ответ на вопрос, настоящая ли у них полиэтиленовая авоська от D&G, загадочно улыбаются и с ходу предлагают сделать скидку.
У одной из палаток женщина придирчиво осматривает пакеты с логотипом ЦУМа. Вокруг нее суетится хозяйка бумажного царства.
— Вы мне маленький не подсовывайте, — отчитывает дама продавщицу. — В настоящем ЦУМе в такие сейчас вообще ничего не упаковывают. Я недавно духи купила, крошечный флакон, так они его в огромный пакет положили и мне отдали.
Продавщица предлагает женщине два больших фирменных пакета на выбор — черный и оранжевый. Покупательница останавливает выбор на черном и поясняет: «Он больше похож на оригинал». Затем она достает из обычного полиэтиленового мешка псевдокожаную сумку, купленную здесь же, на рынке, перекладывает ее в брендовый пакет и с довольным видом уходит. Кому-то «повезет».
За фейковую упаковку клиентка отдала 200 рублей, и это считается удачной ценой. В некоторых ларьках за пакеты таких размеров сдерут все 500. Стоимость самого маленького начинается от 100 рублей.
— Вы хотите сказать, что если я подарю в таком парфюм или галстук, никому не придет в голову, что пакет не из фирменного магазина? —- интересуюсь у продавщицы.
В ответ получаю взгляд, полный недоумения:
— Девушка, вы что, сейчас все так делают! Знаете, сколько народу у нас закупается? Интернет-магазины оптом берут, даже артисты с «Мосфильма» регулярно приходят. Вчера мужчина сразу 20 штук купил для подарков, 8 Марта же на носу.
В этом ларьке женщина торгует уже шесть лет, и за годы работы появились даже постоянные покупатели. Кстати, качество одного и того же товара в разных павильонах отличается. Например, поставщик может привезти пакет из тонкой бумаги, которая не используется для оригинальных аксессуаров. Такое отличие может поставить дарителя в неудобное положение, особенно если адресат подарка знает, как выглядит настоящая упаковка.
Огромным спросом брендовые пакеты пользуются и в интернет-пространстве. Конечно, магазинами эти бизнес-проекты назвать можно с трудом: большинство продавцов сбывают упаковку через соцсети и сайты бесплатных объявлений. Продавцы из Сети точно знают слабые места своей целевой аудитории и заманивают этим покупателей.
«Наша цель вызвать зависть у ваших подруг или заставить ревновать бывшего возлюбленного, а также просто украсить ваш Инстаграм красивым фото».
«Удиви близкого человека подарком в суперпонтовом пакете!»
Под броскими описаниями — ассортимент из десятков и сотен пакетов, на которых красуются логотипы люксовых брендов.
Покупательницы, в свою очередь, щедро делятся впечатлениями от приобретения фейков.
«Круто, когда можно достать брендовые пакеты! Можно устроить с ними фотосет не хуже, чем у моделей, либо же подарить подругам одежду в них, и им будет приятно».
Что об этом думают одариваемые, история умалчивает. Наверное, прыгают от радости.
Впрочем, на просторах Всемирной паутины можно найти не только копии брендовых пакетов, но и оригиналы. По крайней мере, так говорят продавцы, которые уверяют, что упаковка остается от их собственных покупок в дорогих магазинах.
— Недавно мне попался на глаза пост в соцсетях, где высмеивали людей, которые покупают брендовые пакеты, — рассказывает москвичка Инна. — Тогда я задумалась: у меня их немало накопилось, почему бы не попытаться заработать на этом. И знаете, спрос на них действительно большой. Думаю, людям кажется, что обладать ими престижно и солидно. Причем перед праздниками объем продаж и просмотров объявлений вырастает в два раза. Перед Новым годом ко мне обращались даже целые компании, которые хотели закупить пакеты оптом для сотрудников. А так покупают в основном женщины. Часто используется такая схема: покупаешь парфюм в рядовом косметическом магазине, а даришь в люксовом пакете. Дешево и сердито. Я, по крайней мере, даю гарантию, что мои пакеты оригинальные, в отличие от внутреннего содержания подарка. Смешно все это, конечно.
Большими партиями пакеты скупают недобросовестные байеры — люди, которые продают реплики брендовой одежды и аксессуаров. Упаковывая их в фирменные коробки, они пускают пыль в глаза покупателям, которые не могут с ходу отличить подделку от оригинала.
При изучении этого сегмента рынка становится ясно, что брендовые пакеты — только верхушка айсберга. Люди готовы покупать подделки под фирменные ленты, этикетки и лейблы, которые потом пришивают на обычную одежду, чтобы похвастаться перед окружением. А счастливые обладатели настоящей фирменной упаковки выставляют на продажу любые мало-мальски престижные аксессуары. Например, в Интернете мы нашли объявление, где женщина за 150 рублей продает пакет из парижского duty free. Чтобы потенциальные клиенты не ударили в грязь лицом перед одариваемым, хозяйка уточняет, что пакет был получен в отделе с едой и напитками, а значит, положить в него можно что-то съестное: вино, конфеты, сыры, паштет или разные сладости.