Всего в Москве сегодня 78 перекрестков, где нанесена «вафельная» разметка, однако штрафовать за остановку на ней начали только на одном — на пересечении Садового кольца и Орликова переулка. Суть проста: задержался в «клеточках» более чем на 5 секунд — из-за затора впереди, внезапно загоревшегося красного сигнала светофора или необходимости пропустить пешехода, — готовься платить штраф 1000 рублей.
Первые жертвы штрафов за «клетку» уже есть — об этом рассказал руководитель дирекции фото- и видеофиксации Центра организации дорожного движения Евгений Леглер. По его словам, к середине дня 1 марта зафиксировано несколько десятков нарушений.
В Центре организации дорожного движения утверждают, что строгая мера позволит снизить задержки транспорта в часы пик на 15–20%. В большинстве случаев на этих перекрестках не может проехать и городской транспорт, который намного больше по габаритам, чем автомобиль, и, соответственно, менее маневренный. А наземный транспорт перевозит больше людей, чем тот автомобиль, который, нарушив правила, блокирует перекресток. «Вафельная» разметка позволит предоставить приоритет городским автобусам, в которых передвигается более 5 млн жителей ежедневно», — говорится в официальном сообщении ЦОДД.
Однако автомобилисты уверены: новый штраф — лишь очередное ухудшение условий жизни московского водителя.
— Как только появились «вафельницы», исчез обратный отсчет на светофорах. Раньше человек мог заранее прикинуть, успеет ли он завершить маневр или лучше подождать. Сейчас светофор переключается с зеленого на красный почти мгновенно, минуя желтую фазу. Светофоры иногда переключаются не по внутренней программе, а по команде из Центра управления интеллектуальной транспортной системы Москвы. Когда светофор переходит в режим ожидания команды на переключение фаз от ИТС, естественно, счетчик обратного отсчета не работает, поскольку неизвестно, в какой момент поступит команда, — объясняет лидер движения «Автомобилисты Москвы» Леонид Антонов. — Это противоречие: с одной стороны, мы призываем водителей не выезжать на перекресток, если рискуешь не успеть закончить маневр, а с другой стороны — мы не даем им полноты вводных данных, чтобы сориентироваться. Это минное поле. Особенно ярко это будет проявляться в часы пик, когда очень плотный поток во всех направлениях, машины стоят бампер в бампер. «Вафельницы» нужны, чтобы не возникали лишние заторы.
По словам Антонова, автомобилист рискует остановиться на «вафельнице», если он поворачивает — и вынужден пропустить пешеходов, которые переходят перпендикулярную улицу по «зебре».
— Если вспомнить, что сейчас много где, например, на пересечении Краснопролетарской улицы и Садового кольца, пешеходный переход и светофор отнесли за 15 метров от перекрестка. То есть когда ты идешь на поворот, ты не видишь, есть ли там пешеходы. Вероятно, остановишься, — резюмирует Антонов.
Он уточнил, что сейчас обсуждается вопрос о возвращении совмещенных фаз светофора, которые сейчас запрещены:
— Когда стрелка для поворота машин и пешеходный светофор на перпендикулярной улице горят одновременно, тогда и начинаются проблемы. Водитель может ехать на поворот, но пропустив пешеходов, которые идут на зеленый сигнал.
До конца весны в Москве планируется нанести «вафельную» разметку еще на 40 перекрестках — расположенных как в центре, так и за его пределами.