Двенадцать остановок на автобусе от метро «Печатники», больше часа езды от центра: это старое Курьяново, добро пожаловать. По пути из окна автобуса можно ознакомиться с достопримечательностями: сначала панельные девятиэтажки, потом монастырь, женская тюрьма, а вот мы и тут. Стреляли на 1-й Курьяновской, 28 — в кафе «Неолит» (вывеска неоновая, мигающая, с девушками в соблазнительных позах), что размещается в двухэтажном домике постройки начала 1950-х годов прошлого века.
Тут весь район, кстати, такой — от одного до трех этажей, провинциальный сталинский стиль, пара кирпичных трех- и пятиэтажек в сторонке. Бывший поселок Курьяновской станции аэрации, режимного объекта. Еще пару лет назад летним погожим днем здесь было очень приятно — тихо, зелено, никого народу. «Неолитом» стал бывший продмаг. Торговля сохранилась в левом крыле, но как-то поблекла перед сияющим неоном кафе. А вот аптека, что в похожей двухэтажечке рядом (дом №30) — нет, не сохранилась, заколочена. Невыгодно тут торговать. Народ бедный, да и всё равно все ездят через Печатники.
- У нас тут вчера стрельба была, - Ирина, женщина средних лет, показывает на красно-белую полицейскую ленту, которой обнесено кафе. - Человек двести дрались, на омоновцев лезли. Чеченцы, это же их кафе! Вот и гуляют.
- Этот «Неолит» недавно сюда перебрался, года не будет, - вступает Алексей, мужчина лет 60, особая примета — трезвый, в отличие от большинства местных мужчин. - Раньше были на Батюнинской улице (тоже Печатники, но «материковые», бывшая деревня Батюнино, а не Курьяново), потом снесли их, перебрались сюда. Вот с тех пор у нас тут веселая жизнь.
Насколько веселая? Незабываемая, рассказывают сразу несколько мам с колясками: шум, танцы, фейерверки иногда. А бывают вот такие «представления». Но нечасто, слава богу — такая драка во второй или третий раз.
- Им тут удобно гулять, - Алексей закуривает и кивает на серенькую «Ниву», стоящую напротив кафе. В ней пятеро крепких парней без формы — похоже, охрана кафе. - Въезд в район один, все под контролем. Как на острове. Хозяева!..
Почти напротив «Неолита» - памятник отечественного неоклассицизма, дом культуры района. То есть это он был дом культуры, а теперь — ТЦСО (территориальный центр социального обслуживания, собес по-старому). За последние годы дом отреставрировали — и это плюс, потому что в конце нулевых красивая постройка грозила развалиться — но обнесли высоким забором.
- Ага, красиво, - высоченный мужик с шрамом поперек носа нетвердо держится на ногах, но вполне связно говорит. - Для интернета фотографируете? Ну, снимайте, снимайте. А дом уже не наш теперь. Раньше мог ходить здесь, когда хочу, а теперь вон — забор! И не для нас дом, а для района Марьино, вот! Отобрали...
От бывшего дома культуры начинается Курьяновский бульвар — заросший шиповником и акацией, а зимой, конечно, заваленный снегом. Пару лет назад машин в Курьянове почти не было, и рядом с ДК в частности. Теперь — полно: штук двадцать машин стоит, часть слегка (или серьезно) разбиты, раскраска — почти стопроцентно такси. На «большой земле» платная парковка, не забалуешь.
От остановки автобуса прямо к «Неолиту» выходят школьники — мальчик и девочка лет двенадцати. Возвращаются с уроков домой — как тридцать лет назад. Их встречает у поворота мама. «Не боитесь?» - киваю на кафе. - «А что бояться, «эти» только вечером тут гуляют».
Впрочем, и правда: бояться каждый день невозможно. Возить детей из школы и в школу «под конвоем» — тоже, наверное, могут не все. К тому же еще недавно в Курьянове с удовольствием покупали квартиры молодые семьи. Те, кому удавалось собрать деньги самостоятельно: ипотеку в этом месте банки никогда не давали. Это был патриархальный тихий и достаточно чистый район. Но, кажется, всё когда-нибудь кончается. И на развалинах сталинского классицизма появляется вполне закономерный неоновый «Неолит».
Читайте материал: "Причина перестрелки в московском кафе поставила на уши управление МВД"