Среди тем, которые затронуты в предложениях мэру Москвы, — формирование благоприятного инвестиционного климата, предпринимательская активность, территориальное планирование и градостроительная деятельность. Как говорит Вышегородцев, необходимо не только определить проблемные вопросы и сформулировать их в виде законодательных инициатив, главное — добиться их реализации. И это работа уполномоченного с органами власти всех уровней и с большой четверкой общественных организаций.
— Пять лет назад мой доклад был сформирован только на базе тех жалоб, которые приходили от предпринимателей. Доклад по итогам работы в 2018 году построен на базе материала по итогам встреч представителей бизнеса и контрольно-надзорных организаций (вместе с прокуратурой города), мнений экспертного сообщества, ну и, конечно, обращений предпринимателей, которые указывали на административные барьеры и просили откорректировать нормативные акты исполнительной власти Москвы.
Среди инициатив моих предыдущих докладов мэру Москвы могу выделить темы контрафактной продукции и вопросы импортозамещения, проблемы с набирающей обороты интернет-торговлей. Целый блок наших инициатив был направлен на совершенствование нормативно-правовых документов по этим темам. Это вопросы не только предпринимателей, но и потребителей, всех нас.
— Что, на ваш взгляд, можно выделить среди важнейших инициатив?
Одной из знаковых инициатив было предложение не осуществлять проверки бизнеса по анонимным звонкам и письмам. Эта наша инициатива реализована, и сейчас контрольные органы перед решением о выходе на проверку устанавливают личность жалобщика. Поддержана и реализована в законодательстве наша инициатива о ненаказании бизнеса при первой проверке.
В 2018 году мы отработали с экспертами важную тему — городского мусора. Известно, что свалки и сжигание мусора стали большой проблемой — пришло время, когда мусор нужно вторично использовать и перерабатывать. Мы разработали целый блок соответствующих инициатив. Сейчас эти инициативы направлены всем заинтересованным органам власти и общественникам. Будем работать с ними, чтобы добиться их реализации.
Еще одна важная для предпринимателей тема, представленная в докладе, — тема работы Службы судебных приставов. На одной из коллегий прокуратуры Москвы прозвучала неприятная для бизнеса цифра: долги предпринимателей перед предпринимателями (по уже совершившимся судебным решениям) составляют более полутора триллионов рублей. Об этом рассказал руководитель Службы судебных приставов в Москве. В докладе мы выходим с предложением создать частную службу судебных приставов, чтобы решить эту проблему, — мы видим здесь нечто аналогичное третейскому суду. Те дела, где судились бизнес с бизнесом и судом выдано окончательное решение, могли бы исполняться частной службой судебных приставов. Ну а те решения, где стороной по делу выступали органы власти, пусть останутся у государственных приставов. Хотя мы изучили международный опыт исполнения судебных решений, и во многих странах эту функцию исполняют негосударственные службы. Уверен, что и мы со временем перейдем к этой системе. Понятно, что решение по этому вопросу будут принимать наверху, но мы надеемся, что нас услышат.
– Как будут реализовываться ваши инициативы в дальнейшем?
– Ежегодно наши доклады мы направляем не только в столичные органы власти, но и в Государственную Думу, и в федеральные структуры исполнительной власти — в министерство экономики и в министерство финансов, Налоговую службу РФ, ФАС, а также в общественные организации (ТПП РФ ,РСПП, «Опору России» и «Деловую Россию»). При этом общественные организации и депутаты Госдумы поддерживали инициативы, направленные на улучшение предпринимательского климата. Активно работаем с правительством Москвы по нашим инициативам, а вот московские депутаты за пять лет не нашли времени или желания, чтобы поработать с Уполномоченным и выйти с законодательными инициативами в Госдуму или реализовать инициативы на региональном уровне. Хотя ежегодно получают мой доклад. В других регионах региональные депутаты более активно работают с докладами моих коллег.
Большой раздел моего доклада посвящен внесению изменений в законодательств о торгах. В ходе обсуждения с экспертами были и предложения разработать новый закон на замену существующему закону. Жалоб от предпринимателей по этой теме очень много. Иногда конфликты вокруг необоснованного снятия с торгов затягиваются надолго – пока суд не примет решение, но даже в случае выигрыша бизнес не может получить заключенный контракт с органом государственной власти: неповоротливость системы не позволяет бизнесу быть объявленным победителем.
– Были ли в минувшем году обращения, которые особенно запомнились?
- Была жалоба предпринимателя: на конкурсе он предложил цену на 40% меньше, чем его ближайший конкурент. По формальной причине его сняли с торгов, он пошёл в суд. В первой инстанции суд принял решение в его пользу. Но заказчик уже подписал контракт с конкурентом и начал работу – контракт на два года. Далее «не заинтересованный заказчик» начинает затягивать процесс исполнения решения суда первой инстанции и оспаривает решение первой инстанции в апелляции и кассации. И можно было бы понять его действия, если бы они были направлены на экономию бюджетных средств. Нет! Борется заказчик за то, чтобы московский бюджет потратился на 40% больше!
Между этими этапами прошло более полугода, но и апелляция и кассация приняли решение в пользу предпринимателя. Прокуратура дала предупреждение заказчику, что он нарушает закон — и сейчас наложен административный штраф за не исполняющие решения суда.
Но этот штраф – копейки в сравнении с сумой контракта, который они защищают. Последний шаг на сегодняшний день – попытка заказчика не заключить договора далее, а продолжать работать с тем, кто предложил цену на 40% больше под предлогом того, что направлен иск в Верховный суд. Ни один заказчик не испугался предостережения прокуратуры – они собираются ждать решения Верховного суда. Это значит, что целый год предприниматель, выигравший дело с точки зрения всех инстанций, не допускается до выполнения заказа.
Думаю, что будут возбуждены уголовные дела по статье 169УК РФ «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности». Это будет прецедент, раньше такого не было.