Обрушение Тушинского тоннеля предсказали в диссертации: дамба непрочная

Две версии техногенной аварии на северо-западе Москвы

Две диаметрально противоположные версии, почему затопило Тушинский тоннель, выдвигают столичные эксперты. По мнению бывшего начальника управления Канала имени Москвы, а ныне сотрудника Тушинского гидроузла Ивана Радионова, проблема кроется в некачественной работе строителей, проводивших прокладку тоннеля. А начальник отдела гидротехнических сооружений НИИ мостов и гидротехнических сооружений Владислав Филиппов полагает, что сам шлюз, построенный еще в 1937 году, морально и физически устарел, а значит нуждался в реконструкции.

Две версии техногенной аварии на северо-западе Москвы
Автор: Leokand.

Тоннель в столичном районе Тушино затопило после провала грунта в шлюзе № 8 Канала имени Москвы. Площадь провала изначально составила 50 квадратных метров, но сейчас продолжает увеличиваться. Кроме того, был затоплен подземный пешеходный переход в районе улиц Водников и Свободы.

- Причина прорыва дамбы может быть только одна, - пояснил «МК» Иван Радионов (в состав Тушинского гидроузла, где он работает сейчас, как раз и входит злосчастный шлюз №8). - Это нарушение норм при прокладке Тушинского тоннеля, который вели строители в 2001 году. Мы с моими коллегами предполагаем, что во время работ была некачественно проведена гидроизоляция. Но чтобы это подтвердить, мы будем поднимать и изучать всю документацию, связанную со строительными работами. С самими дамбами проблем быть не может — 80 лет с ними все было нормально. Их возводили добросовестно, как Египетские пирамиды.

К слову, Тушинский тоннель хоть и был построен «на века» в 30-е годы одновременно с сооружением канала Москва — Волга (ныне Канал имени Москвы) в районе шлюза №8, в нулевых годах началась его глобальная «достройка». Дорожники проложили ещё два тоннеля: трёхполосный для движения прямо по Волоколамскому шоссе из центра и двухполосный для съезда на улицу Свободы (параллельно которому идёт пешеходный проход). В отличие от старых тоннелей эти два не прямые. Тоннель к улице Свободы искривлен особенно сильно. К тому же при его строительстве канал осушали и срывали его насыпь.

Но у экспертов есть и другая точка зрения, почему могла произойти эта чрезвычайная ситуация.

- Шлюз — это сооружение первого класса ответственности, рассчитанное на эксплуатацию в течение 100 лет, - рассказал «МК» Владислав Филиппов. - По истечении этого срока оно требует либо немедленной реконструкции, либо полной ликвидации. Но в данном случае, на наш взгляд, шлюз не выдержал проверки временем, исчерпав свой ресурс гораздо раньше. У нас есть сведения, указывающие на то, что качество работ по возведению шлюзов на Канале имени Москвы оставляло желать лучшего — тогда были другие, более мягкие требования. В частности, в работах использовался бетон низкого качества — вместо щебня в нем был грунт, а это слишком мелкий заполнитель.

По нашей версии, авария произошла в проходном канале, сооруженном на подходе к камере, вот по какой причине: обрушилась подпорная стенка подходного канала верхнего бьефа. Возможно, это произошло из-за нарушения целостности массива грунта. В результате под напором воды происходит вымыв грунта дамбы в сторону тоннеля. Сооружения шлюзы должны быть оборудованы контрольно-измерительной аппаратурой, позволяющей проводить мониторинг технического состояния. Наличие такой системы в «теле» дамбы позволяет отследить фильтрацию и процессы вымыва грунта. Кстати, буквально год была защищена диссертация «Методика ремонта подпорных стенок», которая была подготовлена специалистом, изучавшим состояние соседнего шлюза - №7.

Автор диссертации как раз указывал на невысокое качество выполнения работ по возведению дамб в 30-е годы прошлого века. И предлагал свои способы реконструкции. В частности, установку нагилей для укрепления стен. Нагили — это такие дополнительные шпильки, которые вставляются в просверленные в стенках отверстия-шурфы.

СПРАВКА «МК»

Тип и габариты шлюза №8: железобетонный, двухкамерный. У верхней головы камеры перекрывается сегментными затворами, у средних и нижних — двухстворчатыми воротами. Полезная длина камеры — 290 м, ширина камеры — 30 м, глубина — 5,5 м. Над нижней камерой шлюза №8 канал пересекает железнодорожный мост Рижского направления.

Тушинский тоннель ушел под воду: апокалиптические кадры с места

Тушинский тоннель ушел под воду: апокалиптические кадры с места

Смотрите фотогалерею по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру