Название «Мосинжпроект» шесть десятилетий назад получила организация, вобравшая в себя два подразделения Главмосстроя — институты «Дормостпроект» и «Мосподземпроект». Новое объединение было создано для обеспечения беспрецедентного рывка в будущее: Москва из просто крупного города и столицы советского государства превращалась в мировой мегаполис. Урбанизация — и вся городская инфраструктура как следствие этого — приходила в еще недавно сельскую и дачную местность в границах строившейся МКАД. По сути, с поправкой на эпоху и границы, это была та же самая задача, которую институт продолжает решать и сейчас.
— На протяжении всей своей истории «Мосинжпроект» играет важную роль в жизни столицы России, — замечает глава стройкомплекса Москвы, заместитель мэра Марат Хуснуллин. — Практически все городские инженерные сети и сооружения, построенные в Москве за последние шесть десятилетий, выполнены по чертежам этого института. Его специалистами запроектированы десятки тысяч километров инженерных сетей различного назначения, тысячи километров городских автомобильных дорог, сотни транспортных развязок, тоннелей, эстакад, подземных пешеходных переходов и много других важных инженерных сооружений города.
Опыт института стал особенно актуальным в 2011 году, когда наметилось радикальное — более чем в 2 раза — расширение территории столицы. Именно тогда была создана инжиниринговая компания «Мосинжпроект», которая получила статус управляющей компании по строительству знаковых объектов столицы. Компания стала оператором программы развития столичного метро — усилиями «Мосинжпроекта» в Москве построены и открыты более трех десятков новых станций. Специалисты компании заняты и развитием транспортно-пересадочных узлов. Разработаны проекты, по которым проведена реконструкция вылетных магистралей и развязок на МКАД.
Среди последних достижений «Мосинжпроекта» — реконструкция главной арены чемпионата мира по футболу-2018 стадиона «Лужники», строительство парка и концертного зала «Зарядье», театра «Геликон-опера». Высочайшее качество работы холдинга обеспечивается постоянным совершенствованием системы управления, применением современных средств и методов проектирования, активным внедрением новейших технологий.
Все по плечу
Основа любого дела — профессионалы. С самого начала в «Мосинжпроекте» объединен многолетний опыт работы целой сети проектных отделов, секторов и небольших контор, созданных в городе еще в 20-х — начале 30-х годов при строительных трестах и организациях эксплуатации. Это были те самые эксперты высочайшего уровня, по проектам которых реконструировали Тверскую, Новослободскую улицы, одевали в гранит берега Москвы-реки и Яузы. Первым директором института «Мосинжпроект» был один из лучших советских инженеров-строителей Игорь Николаевич Муравьев — позже, в конце 1960-х годов, при его участии была спроектирована высшая точка Москвы, Останкинская телебашня. Но это — главная лишь с точки зрения имиджа работа. Одновременно, в течение 1960–1970-х годов, «Мосинжпроект» выполнил не менее важную задачу: создал и модернизировал всю инженерную основу мегаполиса: сети коллекторов, водопровода, канализации, электропередач. Мы не каждый день видим это, как видим Останкинскую башню, — но каждый день пользуемся инженерными сетями, и жизнь Москвы без них представить невозможно.
— Условно нашу деятельность можно разделить на несколько основных направлений, — говорит Марс Газизуллин, генеральный директор АО «Мосинжпроект». — Первое — строительство метро. Второе — возведение ключевых инфраструктурных объектов столицы. Третье — инженерные работы, проектирование и строительство дорог. И четвертое — развитие ТПУ.
Как известно, 2018 год в столице неофициально объявлен Годом метро, отмечает Газизуллин. В текущем году запланирован и осуществлен самый масштабный за всю историю московского метростроения ввод. На сегодняшний день 15 станций уже открыты для пассажиров, запущены электродепо «Лихоборы» и «Солнцево». И сегодня развитие метро для «Мосинжпроекта» — направление номер один. Впрочем, эта работа и прежде была для компании в приоритете. Начиная с 2011 года «Мосинжпроект» построил в Москве порядка 75 км линий, 36 новых станций и 8 электродепо.
Спорт как экзамен
Вторым руководителем «Мосинжпроекта» был Валентин Алексеевич Филимонов, при Муравьеве — главный инженер института. Именно под его руководством проектировали объекты Олимпиады-80. Через почти 40 лет после этого «Мосинжпроекту» выпало работать уже над инфраструктурой спорта следующего поколения — Москва с середины 2010-х годов готовилась принимать чемпионат мира по футболу.
— Только за последние семь лет, — говорит председатель совета директоров «Мосинжпроекта» Александр Горностаев, — наша группа компаний приобрела опыт, которого по некоторым направлениям нет ни у кого в стране. Реализуя программу строительства метро, введя в эксплуатацию «Лужники» и «Зарядье», мы показали, что являемся надежным партнером и можем воплощать в жизнь проекты любого масштаба и сложности.
Мундиаль, прошедший в Москве минувшим летом, оказался сложным экзаменом, который «Мосинжпроект» сдал на отлично. Поэтому неудивительно, что сегодня АО «Мосинжпроект» по объему реализованной продукции входит в сотню крупнейших компаний России, а международное рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) присвоило ему рейтинг качества управления на уровне А+.gq — «очень высокий уровень качества управления». В 2018 году компания также вошла в ТОП-250 крупнейших подрядчиков в мире в рейтинге «ENR’s 2017 Top 250 Global Contractors» и в ТОП-150 ведущих проектировщиков мира «ENR’S 2018 Top 150 Global Design Firms».
— Пока с тем объемом работ, который нам необходимо реализовать, с теми задачами, которые перед нами стоят, в ближайшее время мы не планируем выходить на новые рынки, — признается Марс Газизуллин. — Мы работаем на территории Москвы, и главная цель — расширять присутствие компании на рынке строительства городских объектов: транспортной инфраструктуры, инженерных и новых гражданских сооружений. Для осуществления этих задач у «Мосинжпроекта» имеются финансовые ресурсы, колоссальный опыт в сфере метростроения и градостроительства — и надежная репутация.