Подходит к концу 2018 год — еще один год активного, динамичного, непрерывного развития Москвы… В течение многих лет мы, москвичи, с удовольствием наблюдаем, как хорошеет, молодеет и стремительно растет наш город, ни в чем не уступая самым прогрессивным мегаполисам мира. Каждый новый год Москва встречает, готовая удивить москвичей и гостей города новыми развязками, новыми станциями метро, новыми стадионами и парками, школами и детскими садами… В конце 2018 года «МК» вспоминает, какими результатами работы по праву может гордиться столичный Строительный комплекс в уходящем году.
«Уверен, что 2018 год запомнится и рекордным вводом станций метро, дорог, и положительной динамикой по жилью, по введенным объектам социальной инфраструктуры. Запомнится и тем, что фактически мы подводим итог первого года реализации программы реновации, которая направлена на улучшение жилищных условий и создание полноценной городской, комфортной и удобной среды более чем для миллиона москвичей. И эта программа у нас пошла, люди уже переезжают. Точные цифры по итогам всех направлений работы озвучивать пока рано, потому что год еще не закончился. Но даже то, что мы видим сейчас, позволяет судить о том, что отрасль по-прежнему на подъеме», — сказал заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
Нет никаких оснований сомневаться в его словах, тем более что об успехах столичного правительства и непосредственно стройкомплекса можно судить не только по ярким словам, но и по запоминающимся, важным для всего города делам.
Мы больше не чемпионы пробок!
В 2018 году жители окраинных районов на юго-западе Москвы наконец-то ощутили, что такое жить в шаговой доступности от метро. Мичуринский проспект, Боровское шоссе и Новопеределкино, которые всегда считались районами хорошими, но неудобными — метро-то нет! — получили собственную линию метро, по которой можно домчаться до Москва-Сити, а заодно и пересесть на Большую кольцевую линию.
«По плотности сети метро и темпам его строительства наш мегаполис сегодня занимает высокое 3-е место в мире, а по темпам прироста улично-дорожной сети мы на втором месте, уступая только Шанхаю», — продолжает Марат Хуснуллин. В 2018 году уже открыто 15 новых станций метро (Калининско-Солнцевской линии и Большой кольцевой), планируется открытие еще двух. Еще несколько лет — и рассказы о том, как в какие-то районы (например в Ховрино, где недавно снесли наводившую ужас на местных жителей больницу!) можно было добраться только на нескольких автобусах с пересадками, будут восприниматься как забавные мифы из истории старого города.
Между тем развитие дорожной сети в городе не менее важно, чем развитие метрополитена: хорошо сконструированные развязки необходимы и пассажирам общественного наземного транспорта, и водителям личных автомобилей, и тем, кто начинает использовать стремительно развивающуюся в городе систему каршеринга. В этой сфере результаты также налицо: Москва покинула рейтинг топ-10 городов с самыми кошмарными пробками.
«Москва смогла избежать транспортного коллапса, который нам грозил уже в 2013 году, не прими мэр стратегически важного решения — увеличить инвестиции в транспортное строительство. Как видим, транспортная обстановка в городе не только не ухудшилась, а улучшилась: четыре года подряд Москва не является лидером по пробкам, уже по итогам 2017 года мы сместились на 13-е место, притом что в других мегаполисах — например, в Берлине, Сингапуре, Нью-Йорке, Шанхае, Лондоне, Мехико, Пекине — загруженность трасс только растет. У нас же растет скорость движения автотранспорта: по сравнению с 2011 годом — на 10%. Это очень много для Москвы», — пояснил Марат Хуснуллин. По его словам, основа борьбы с пробками — это комплексное развитие города, при котором все новые объекты обязательно обеспечиваются новыми дорогами.
Так, в 2018 году в столице введено рекордное количество дорог: 127 километров — это больше, чем в предыдущие годы.
«Большая часть этих дорог — сложнейшие инженерные сооружения: мосты, путепроводы, тоннели. Ввели несколько участков таких значимых проектов, как Северо-Восточная хорда, Северо-Западная хорда, Калужское шоссе, соединение Калужского и Киевского шоссе. Мы ежегодно будем продолжать такую же активную стройку для решения самой главной проблемы Москвы — транспортной», — отмечает мэр столицы Сергей Собянин. Значительная часть этих дорог — объекты не только местного, районного, но и общегородского значения, которые призваны решить проблемы, накопленные за много лет.
Так, например, в 2018 году построена самая протяженная в Москве эстакада — от платформы Плющево до съезда с Перовской улицей на Северо-Восточной хорде, в июле открыт новый Крылатский мост, введена двойная эстакада через железнодорожные пути Смоленского направления с улицы Боженко на улицы Горбунова и Толбухина (в рамках строительства Северо-Западной хорды).
«В этом году мы полностью завершили реконструкцию Калужского шоссе, открыли движение по тоннелю на пересечении Варшавки с улицей Железнодорожной в Щербинке, построили дорогу от Киевского до Калужского шоссе. Ввели в эксплуатацию две трети Северо-Восточной хорды, практически полностью готова Северо-Западная хорда, по ее прямому ходу открыто движение транспорта, — объясняет глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин. — Проект номер один — формирование нового транспортного кольца, состоящего из хордовых магистралей. Это наша самая масштабная стройка на сегодняшний день, ключевой элемент нового дорожного каркаса Москвы. К 2023 году он сформирует новое транспортное кольцо. Три хорды — Северо-Западная, Северо-Восточная хорды и Южная рокада — в активной стройке, Юго-Восточная — на стадии проектирования, стройку начнем в будущем году. Северо-Западная хорда, как я уже говорил, почти готова, в августе этого года по ее прямому ходу открылось движение. Остался один объект хорды — балочный мост через Канал имени Москвы. Его мы планируем ввести в будущем году. В рамках строительства Северо-Восточной хорды завершено строительство 6 участков. Только в этом году мы открыли участок от Бусиновской развязки до Дмитровского шоссе, от Щелковского до Открытого шоссе. Плюс сложнейший участок от шоссе Энтузиастов до МКАД с самой длинной эстакадой в городе — 2,5 километра прямого хода».
По словам заместителя мэра, Северо-Восточная хорда значительно облегчила жизнь более чем миллиону москвичей — тем, кто живет на востоке и юго-востоке, в отдаленных районах, в том числе и за пределами МКАД. В итоге сегодня автомобильное движение запущено по всем участкам, кроме двух финальных отрезков: от Дмитровки до Ярославки и от Ярославки до Открытого шоссе. Сейчас по ним разрабатывается проектная документация. Все работы планируется завершить к концу года, чтобы уже в 2019 году приступить непосредственно к строительным работам. Полностью завершить строительство хорды планируется в 2022 году.
Не менее важный аналогичный проект — Южная рокада, которая соединит участок от Аминьевского шоссе до юго-восточных участков МКАД. Эта дорога станет дублером Третьего транспортного кольца и МКАД на юго-западе, юге и юго-востоке города. Трасса включает 6 участков с тремя многоуровневыми транспортными развязками. Участок от МКАД до Варшавского шоссе уже готов. Идут работы на участке от Балаклавского проспекта до Пролетарского и на развязках на пересечении МКАД с Бесединским шоссе. Проектируется участок от улицы Каспийской до Шоссейной.
Четвертая хорда, Юго-Восточная, пройдет от узла на пересечении Северо-Восточной хорды с шоссе Энтузиастов до развязки на 32-м километре МКАД. В ее составе планируется 5 участков, два из которых — от шоссе Энтузиастов до Рязанского проспекта и тот, что соединит Рязанский проспект с ТТК, — уже проектируются, по остальным разрабатывается документация. Когда строительство хорд будет завершено, появится несколько сотен новых маршрутов и вариантов передвижения.
Новый год — в новом доме
Жилищное строительство — одно из важнейших направлений развития современной Москвы. При этом москвичам больше не приходится волноваться, что новые соседи в районе привезут с собой новую нагрузку на существующие школы и поликлиники, детские сады и транспорт. Столичные власти избрали для себя новый путь — теперь вся необходимая социальная инфраструктура строится там же, где возводится новый жилой дом. За 2018 год в Москве построено более 30 школ и детских садов, 7 объектов здравоохранения и 14 спортивных объектов.
«У нас по-прежнему высокая инвестиционная активность: порядка 85% всей строящейся в городе недвижимости приходится на долю инвесторов. А недвижимости в Москве за последние восемь лет построено и введено почти 70 млн «квадратов» (включая почти 26 млн кв. м жилья). Это 15% от существовавшего прежде объема. Причем, что очень важно для города, инвесторы строят не только жилье и коммерческие объекты, но и социалку: школы, детские сады, поликлиники, спортивные комплексы, а также реализуют крупные инфраструктурные проекты, имеющие огромное значение в масштабах всей Москвы. За 8 лет на деньги инвесторов построено 40% объектов социального назначения. Это высокие показатели и свидетельство доверия городу, той политике, которую проводит мэр Москвы. Это лучшее доказательство того, что инвесторы чувствуют себя на столичном рынке уверенно, продолжая активно участвовать в жизни города», — отметил Марат Хуснуллин.
Серьезный вызов для самого города — реализация программы реновации, которая была объявлена в прошлом, 2017 году, а сейчас уже набирает обороты и приносит первые плоды, подтверждающие ее важность и целесообразность. Сформирована необходимая нормативная база (принято более 40 нормативно-правовых актов). Начата разработка градостроительной и проектной документации. Открыто 12 центров информирования по переселению — в каждом административном округе.
Однако главное для города — люди, а не документы. Практически в каждом округе уже есть те, кто может по собственному опыту рассказать о том, как прошел переезд из пятиэтажки в современную новостройку. На проспекте Вернадского, на улице Красных Зорь или на 5‑й Парковой в Северном Измайлове — везде москвичи убедились: пугающие мифы оказались мифами, и все переселенцы остались жить в родных кварталах, к которым привыкли за целую жизнь. Только теперь — в новых квартирах с современной отделкой, большими кухнями и удобными детскими площадками (вспомним, ведь около многих хрущевок вовсе не было площадок!).
В процессе переезда сейчас 10 тысяч жителей. Чтобы сформировать первую волну переселения, жильцов «реновационных» пятиэтажек начали переселять в новостройки, которые были готовы по другим программам, но их адаптировали под высокие стандарты программы реновации. И это важный шаг руководства города навстречу москвичам: людям не приходится ждать, когда построят стартовые дома, — жилищные условия они смогут улучшить уже сейчас. Что касается площадок для строительства новых домов, то за год проведена серьезная работа по их поиску и подготовке. Подобрано 295 стартовых площадок на 4,8 млн кв. метров — эти площадки расположены в разных округах, однако работа продолжается. Новый, 2019 год принесет новые решения — и еще больше обитателей пятиэтажек узнают, где именно будет построен их новый дом.
Открытие парка «Зарядье» в самом центре Москвы, фактически под стенами древнего Кремля, стало главным событием 2017 года. Однако город продолжает развиваться, и в 2018 году публике был представлен концертный зал парка «Зарядье». Причем дебют этого помещения всецело отражал его значения для города — именно в концертном зале состоялся очередной Московский урбанистический форум, в рамках которого специалисты всех стран смогли обсудить дальнейшие перспективы развития Москвы и поделиться идеями.
Перед компанией «Мосинжпроект» (генеральный проектировщик и генеральный подрядчик объекта) стояла амбициозная задача — создать такой концертный зал, который по своей акустике был бы одним из самых лучших в мире. «Всего за три года был спроектирован и построен высокотехнологичный многофункциональный концертный комплекс площадью 25,6 тысячи квадратных метров с двумя залами. При его создании был применен передовой международный опыт реализации подобных проектов», — отметил генеральный директор АО «Мосинжпроект» Марс Газизуллин.
Собираемся на стадионе!
Главной темой 2018 года стала спортивная: Москва после серьезных подготовок и репетиций встретила чемпионат мира по футболу и провела его на достойном уровне, оставив только самые теплые воспоминания у иностранных гостей. Хлебосольство, открытость и готовность помогать — важнейшие составляющие успеха, однако не меньшее значение имели в городе современные стадионы.
«Люди в восторге от Москвы — от благоустроенных красивых улиц и площадей, от приведенных в порядок фасадов, от парков, от нашего метро, от архитектуры — и исторической, и современной. И БСА «Лужники» и «Открытие-Арена» («Спартак»), непосредственно принимавшие матчи, стали полноценными спортивными кластерами», — отмечает Марат Хуснуллин.
FIFA признала реконструированную арену «Лужники» одним из лучших стадионов мира. А по видимости поля с трибун, по созданной системе безопасности — лучшим из лучших. Особо отметили сохраненный исторический фасад — он остался именно в том виде, в котором он знаком нескольким поколениям москвичей, по решению мэра. Это не только спортивный, но и важный исторический объект.
«В Лужниках ведутся работы еще на 12 объектах, включая строительство ледового дворца «Кристалл», центра художественной гимнастики, теннисного клуба, реконструкцию универсального спортивного зала «Дружба», бассейна с превращением его в многофункциональный плавательный центр. Помимо арен, принимавших матчи (стадионы «Лужники» и «Спартак»), к услугам сборных со всего мира было еще около ста объектов — как крупных, так и небольших. Прекрасно справились с наплывом гостей отели», — добавил Марат Хуснуллин.