Вообще-то точную дату рождения современной Мосгордумы назвать сложно. Если формально, то МГД началась с Указа Президента РФ от 24 октября 1993 года, который определил порядок ее работы. Однако результаты первых выборов в городской парламент были оглашены 15 декабря. А первое заседание и вовсе выпало на январь.
В связи с такой неопределенностью столичный парламент продлил торжественные мероприятия по случаю юбилея на целый месяц. Мы же, с помощью старожилов, решили вспомнить, как все начиналось.
— Первые выборы проходили в непростое для страны время. Кандидатов в депутаты активно выдвигала московская организация блока «Демократический выбор России», который возглавляли Егор Гайдар и Анатолий Чубайс. Активные «демороссы» в конце октября собрались в Доме прессы на Большой Дмитровке (сегодня там Совет Федерации). Однако их начальство уже в кулуарах отобрало для выдвижения статусных демократов федерального и московского уровня, а вот районные организации решили «отодвинуть» от выборов. Я уже три года был местным депутатом Фрунзенского района, очень активным. На своей районной сходке мы решили, что не потерпим «засилья штабных» и выдвинем своих «полевых командиров» в новые органы власти. Мы пришли в Дом прессы с твердым намерением сломать монополию «верхов». Выдвинули меня. И я прошел, — вспоминает депутат первых пяти созывов МГД Михаил Москвин-Тарханов.
Сейчас об этом мало кто знает и мало кто вспоминает, но первые выборы в МГД попросту не состоялись: в большинстве округов города победил кандидат «против всех».
— Казалось бы, не будет Московской городской Думы, но революция еще продолжалась, новая Конституция РФ еще не была опубликована, старая полностью игнорировалась, на дворе была «демократура», и президент прямо по ходу дела поменял своим указом правила игры — повелел голоса «против всех» просто не учитывать при подведении итогов голосования, — продолжает Москвин-Тарханов.
…Первое заседание МГД состоялось 10 января 1994 года, и проходило оно в бывшем здании СЭВ на Новом Арбате: зал заседаний на Петровке, 22 (этот дом выделили для работы Думы), не успели подготовить.
— У нас был месяц на подготовку первого заседания — после 15 декабря была создана рабочая группа по его подготовке, куда вошло большинство депутатов, 25 человек, — вспоминает экс-спикер МГД, глава Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов. — В Думу избрались бывшие депутаты Моссовета, депутаты районных советов, которые успели накопить опыт работы коллегиальных органов власти, поэтому нам несложно было разработать регламент проведения парламентского заседания. На нем мы выбрали председателя МГД (им стал Виктор Максимов) и приняли уже регламент работы Думы, причем, как мы договорились, даже без обсуждения — с условием, что поработаем по нему полгода, а там посмотрим. Это был новаторский подход. Этим документом мы гордимся по сей день: он позволяет не забалтывать вопросы, потому что определяет четкое время на выступления, прения, вопросы… А еще мне запомнилось, когда на одном из первых заседаний нам торжественно вручали удостоверения депутатов — коллеге Михаилу Москвину-Тарханову дали «корочку» с номером 001 (у него был первый округ). До тех пор удостоверение 001 выписывали для Владимира Ильича Ленина и передавали в архив…
Депутат Московской городской Думы первого-шестого созывов Людмила Стебенкова вспоминает:
— Когда Мосгордума создавалась, из демократической коалиции идти в столичный парламент никто не хотел — все стремились в Госдуму. Мы с единомышленниками собрали группу, в итоге я стала руководителем предвыборного штаба демократической коалиции на выборах в Московскую городскую Думу первого созыва. В честной борьбе мы получили 21 место из 35, то есть большинство мандатов. Затем образовали демократическую фракцию. На первом же заседании мы взяли на себя ответственность и приняли бюджет города Москвы, а также регламент. Работа была очень ответственная и сложная, поскольку не было никакого городского законодательства, нам нужно было все создавать с нуля. Мы заседали каждую среду с утра и до вечера.
…Говорят, первые выборы в парламент города были хоть и не вполне законными, но зато самыми честными. По крайней мере, тогда о т.н. «списке мэра» (ходили упорные слухи о перечне кандидатур, негласно поддерживаемых исполнительной властью) никто не знал. Зато тот, первый состав полностью соответствовал духу «лихих 90-х», и от ряда депутатов отчетливо попахивало криминалом. О «слугах народа» того времени ходили легенды, а их имена нередко мелькали в хронике происшествий.
Первым возбужденным против депутата уголовным делом стало дело против депутата первого созыва Светланы Журавлевой. Про ту даму помнят многие: гаджетов тогда не было, и она читала на заседаниях газеты, не отрываясь от них на «всякую ерунду». По данным правоохранительных органов, в 1993–1994 годах Светлана Журавлева создала ряд коммерческих структур, получила в нескольких коммерческих банках Москвы кредиты, которые не возвратила. В апреле 1996 года прокуратура Москвы обратилась в городскую Думу с просьбой лишить Журавлеву депутатской неприкосновенности, и в этом же месяце она была лишена ее.
Отличался «зажигательностью» и депутат первого созыва Анатолий Станков, которого задерживали за незаконное хранение оружия.
— Мосгордума первого созыва не менее чем наполовину реально была оппозиционна к московскому правительству и мэру Юрию Лужкову, регулярно отклоняла простым большинством законопроекты исполнительной власти, также регулярно получала вето мэра на свои инициативы, неоднократно пыталась преодолеть вето мэра на свои законопроекты, но ни разу не набрала 24 необходимых голоса для этого из-за позиции сторонников компромиссов. Можно ли представить себе такое сегодня? Самому не верится, что такое могло быть, — говорит Михаил Москвин-Тарханов.
С каждым новым составом МГД становилась все более приличной и более скучной. Во втором составе откровенного криминала уже не было, однако старожилы утверждают, что единственной причиной тому как раз и было появление «списка мэра», попасть в который означало заполучить счастливый мандат и кресло в парламенте. Вроде как во втором составе по этому списку прошло две трети парламентариев.
Многие помнят депутата Московченко, мастера громких заявлений (например, таких: «Из-за того что потревожили захоронения монашек на Манежной площади, прогремел взрыв»). Депутатом-призраком в МГД тех времен была некая Алевтина Никитина. Она исхитрилась избраться дважды, но в своей приемной практически не появлялась. Годами ее не видели и на заседаниях.
— Вторая Дума была уже полностью легитимна, но так же однородно демократична, как и первая. Правда, был случай еще на довыборах в первом созыве, когда в нее неожиданно для всех попала одна коммунистка. Мы ее не обижали, даже жалели, понимали, как ей трудно с нами, «охальниками». Вторая Дума также была креативна и демократична, но в ней появились респектабельность, опыт и блеск, хотя она была и не такой веселой, как первая. Она заставила себя уважать, — вспоминает Москвин-Тарханов.
Мосгордума постепенно подходила к партийной системе. Говорят, на выборах в третий созыв рулил т.н. «список четырех». Речь о договоренности четырех партий о нужных им «проходных» кандидатах. «МК» даже опубликовал его за несколько дней до выборов, так что сравнить результаты с оригиналом было легко — 34 из 35 депутатов оказались ставленниками тандема «Единства» и «Отечества».
Мосгордума третьего созыва прославилась еще и тем, что депутаты активно продвигали в жизнь идею создания в парламенте комиссии по этике — чтобы выносить на ее товарищеский суд хулиганские поступки коллег. В конечном итоге эта идея заглохла. Как и идея принятия закона о порядке отзыва депутата, который тогдашний спикер МГД выносил на суд коллег несколько раз.
Немало инициатив поступало и в пользу расширения численного состава парламента, который тогда состоял из 35 депутатов. Дело в том, что цифра 35 взялась не то чтобы с потолка — количество слуг народа изначально было определено исходя из количества мест в зале заседаний на Петровке. Их численность предлагали довести то до 70, то до 100. Однако после того, как вопрос с переездом в комплекс зданий бывшей Екатерининской больницы был решен, в Думе сошлись на цифре 45.
— Четвертый и пятый составы депутатов Московской городской Думы избирались более чем наполовину по партийным спискам. Дума перестала быть сколько-либо оппозиционным органом, а стала просто малой частью правящего истеблишмента. Оппозиционное меньшинство в ней ничего не решало и не определяло, многие решения вырабатывались на совещаниях за стенами Думы. Зато активно заработали фракции, вводилась жесткая дисциплина голосований, — говорит Михаил Москвин-Тарханов.
Пять лет назад Владимир Платонов, пробывший председателем МГД 20 лет, сменился единороссом Алексеем Шапошниковым. Мосгордума стала избираться по партийным спискам уже вполне официально, и львиную долю кресел в ней заполучили представители партии власти. Заседания стали проходить ровно, скучно и спокойно, никаких скандалов и громких заявлений от думцев в последние годы не слышно. Да и заседают они теперь не каждую среду — изменили законодательство так, что могут собираться хоть раз в месяц, хоть реже. Они поясняют это тем, что все основные законы в городе уже приняты, и остается только их совершенствовать. Или продвигать законодательные инициативы наверх. Из внесенных ими в Госдуму, например, можно выделить их предложения штрафовать за «зацепинг», запретить продавать детям вейпы, ввести ответственность за насилие в отношении медработников…
Думу можно хвалить или ругать, но, как бы то ни было, за четверть века она полностью сформировала законодательную базу столицы. Приняла ее Устав, Административный, Градостроительный и Избирательный кодексы, подвела нормативную базу под расширение города, ввела, отменила и снова приняла законы о прямых выборах мэра, ввела должность местного уполномоченного по правам человека и даже по правам предпринимателей. В общем, Дума стала неотъемлемой частью московской системы власти.
СПРАВКА "МК"
За почти 25 лет Мосгордума провела 1509 заседаний, на которых было рассмотрено свыше 9,5 тыс. вопросов. Приняла 8970 документов: 1447 законов, 7143 постановления, 179 обращений, 25 заявлений и 176 решений.
Большинство законов регулируют отношения в финансовой сфере (27%), в области организации государственной власти и местного самоуправления в Москве (24%), а также в области городского хозяйства (14%) и в социальной сфере (12%).