Где только не собирались строить его — гигантское колесо обозрения, превосходящее все те аттракционы, что были построены на пространстве бывшего Союза. И на Воробьевых горах рядом с Дворцом пионеров, и в Нагатинской пойме, и в Мневниках. В конце концов решили повторить историю 1990-х годов и строить колесо на севере Москвы. Ради этого проекта за несколько лет «побороли» старую, частную конструкцию 1997 года — колесо «Москва-850».
Но если «Москва-850» находилась рядом с Монреальским павильоном и «Рабочим и колхозницей» — там, где на несколько сотен метров вокруг нет ни одного жилого дома, — то площадка для нового мегааттракциона выделена около Хованского входа. А это единственное на всей территории ВДНХ место, где к выставке вплотную подходит жилая застройка — 2-я Останкинская улица. Несколько домов прямо-таки непосредственно смотрят на будущее колесо (а пассажиры колеса будут смотреть в окна этих домов). Остальным жителям этого квартала повезло больше, и напрямую их интересы колесо не затрагивает. Но ведь и жители трех-четырех домов — это тоже люди, пусть их «всего» около двух тысяч человек.
Надежда на префектуру
— В 2017 году проводилось так называемое road show концепции «Парка будущего», — рассказывает муниципальный депутат района Останкино Николай Александров. — Именно тогда мы впервые узнали, что в южной части выставки собираются построить гигантское колесо обозрения. Узнали — но не смогли выразить свое мнение, потому что общественных слушаний не было. Точнее, администрация ВДНХ заявила, что прошедшее road show — по сути, просто презентация — и было искомыми слушаниями.
«То, что наши интересы — людей, которые будут вынуждены жить среди толп туристов и в страхе за прочность этой конструкции, — проигнорировали, это самое противное в ситуации. Это просто недопустимо», — говорит житель одного из «пострадавших» домов Александр Демаков.
В результате тогда же, в 2017 году, была организована инициативная группа жителей Останкина, которая провела дискуссии в Общественной палате, а также собрала более 2000 подписей жителей под петицией в адрес президента Владимира Путина.
— Возможно, именно из-за этого строительство до сих пор не начато, — говорит Николай Александров. — И надеемся, на этом месте его все-таки не будет.
По крайней мере, посодействовать в этом жителям Останкина уже обещал новый префект Северо-Восточного административного округа Алексей Беляев. 28 ноября прошла его встреча с жителями района, где обсуждалась, конечно же, и тема колеса обозрения. «В ближайшие недели, — рассказывает Николай Александров, — состоится встреча, посвященная именно этой проблеме, назначена рабочая группа, есть настрой на диалог. В целом встречей мы, общественность, очень довольны».
— Предлагаю в течение недели сформировать рабочую группу из жителей района, данных домов, которых беспокоит их судьба, и рассмотреть все эти вопросы, — заявил Алексей Беляев. — Пригласим также представителей ВДНХ в обязательном порядке, потому что это их территория. Обязательно пригласим депутатов по данному избирательному округу.
Заседание новой рабочей группы должно состояться уже в среду, 5 декабря.
Проблема другого уровня
Можно было бы надеяться, что диалог префектуры и жителей приведет к благополучному разрешению ситуации. Ведь выход очевиден: перенести площадку для колеса в другое место, площадь выставки это позволяет. Но, по некоторым признакам, такое решение вряд ли в компетенции префектуры или администрации выставки.
— Решение о том, где именно будет строиться «Парк будущего», в составе которого появится колесо обозрения, уже принято, — рассказали «МК» в администрации ВДНХ. — Менять дислокацию — ну, разве что если проблему возьмется решать федеральная власть, но это вряд ли.
— Действительно, бизнесменам был передан именно этот кусок земли, — подтверждает Александров. — А между тем грунты здесь оставляют желать лучшего, если даже не говорить о возможных подземных объектах, которые там, по некоторым сведениям, находятся.
Пока же решение о дислокации колеса обозрения приносит только проблемы — причем не только жителям, но и власти. Так, именно тема аттракциона стала ключевой в кампании оппозиционеров на муниципальных выборах 2017 года. Неважно, что его перенос не в компетенции муниципалитета и даже вряд ли под силу префектуре, — несколько кандидатов обещали бороться против колеса и под эти обещания выиграли выборы. А поскольку бороться с этой нерешаемой проблемой можно годами, ситуация легко повторится и на следующих выборах. Впрочем, пока фактически стройка не началась — эту «занозу», грозящую стать вечной, еще можно «выдернуть».