Адрес станции — Жуков проезд, 20. От «Павелецкой» сюда можно добраться или через Летниковскую улицу, или по Дубининской. Идти придется в любом случае пешком: трамваи на Дубининской чаще всего стоят в мертвой пробке. А по Жукову проезду не ходит никакой транспорт, да и припарковаться негде. В рабочее время — сплошной поток машин.
Первый вопрос проектировщикам мусорного терминала: учитывалось ли увеличение нагрузки на дорожную сеть? Жуков проезд — однополосный, зажатый между промзонами — уже сейчас перегружен транспортом. А если к нему добавятся десятки (или сотни?) мусоровозов каждые сутки?..
Впрочем, ворота Павелецкой-товарной — широкие и внушительные. Рядом примостились, прилепились, приросли автосервисы и шиномонтажи, стоянки и палатки с шаурмой «для своих». Внутри — уже почти полностью расчищенная от контейнеров большая грузовая площадка с навесом и погрузочными устройствами. Станция перестала принимать грузы еще в середине 2017 года.
— Тут и переоборудовать-то нечего, — смеется сотрудник станции, вышедший покурить. — Я так думаю, хоть завтра можно пригонять самосвалы с мусором…
В советское время (да и вплоть до конца нулевых годов) Павелецкая-товарная была достаточно востребованной станцией: вокруг находились крупные предприятия — такие, как завод имени Владимира Ильича, фабрика «Красный суконщик», — и еще десятки более мелких. В середине прошлого века в этом районе существовала разветвленная сеть грузового трамвая, связывавшая относительно небольшие предприятия с товарной станцией. Крупные заводы и фабрики имели собственные железнодорожные терминалы.
Слухи о том, что на Павелецкой-товарной могут разместить терминал для перевалки ТБО, ходили в Даниловском районе с начала осени, а официально тендер на проведение инженерных изысканий был объявлен 31 октября. Появился и тендер на строительство энергосетей для мусорного кластера.
— Муниципалитет Даниловского района узнал об этом объекте из новостей, — рассказала «МК» депутат районного муниципального собрания Анна Десятова. — Как я понимаю, эта территория принадлежит РЖД, поэтому ее застройка не требует муниципальных согласований или публичных слушаний. Между тем жители уже бурно реагируют на новости: обращаются с запросами в различные ведомства. Будет ли организована какая-либо протестная кампания, пока не решено.
Компания «Профземресурс», которая, по сведениям от сотрудников Павелецкой-товарной, работает на объекте, на своем официальном сайте не сообщает ни о профиле работы, ни о выполненных проектах. Телефон для связи, опубликованный на этом сайте, также не отвечает. Единственное, что компания сообщает о себе, — это юридический адрес, совпадающий с институтом «МосводоканалНИИпроект» (Плетешковский переулок, 22). Среди направлений деятельности института — в том числе разработка проектов «сооружений для систем сбора, обезвреживания, утилизации и захоронения твердых бытовых отходов и отходов промпредприятий».
В Москве планируется к постройке еще несколько мусороперевалочных терминалов. В частности, они запроектированы в Некрасовке и на товарной станции Бойня (около Волгоградского проспекта). Терминал, использующий Павелецкое направление Московской железной дороги, первоначально планировался в Бирюлеве, но для обеспечения нужд центра города его было решено перенести на Павелецкую-товарную, сообщил «МК» источник в стройкомплексе Москвы.
По данным, которые публикует «Профземресурс», применяемая компанией (и разработанная «МосводоканалНИИпроектом») технология сортировки отходов предусматривает: автоматизированное разделение мусора на фракции; отбор использованных батареек, аккумуляторов, люминесцентных ламп, отходов, содержащих ртуть, в отдельные контейнеры; разделение вторичных материальных ресурсов по видам и фракциям для дальнейшего брикетирования, упаковки и подготовки вторсырья к транспортировке. На всех объектах, где идет работа с отходами, предусматриваются природоохранные меры. В частности, очистка стоков, противофильтрационный экран, препятствующий заражению грунта.
Кажется, волноваться нечего — тем более что хранение отходов на территории Павелецкой-товарной не предусматривается. Но два момента все-таки настораживают. Первый — роза ветров: Даниловский район и без мусоросортировочной станции входит в «красную» зону Москвы по загрязненности воздуха. Второй — цены на недвижимость в ближайших окрестностях.
— Рынок квартир на Дубининской улице и сейчас достаточно специфический, — рассказала «МК» риелтор Светлана Концова. — Вокзал и вечно стоящая в пробках улица делают этот район не очень престижным для жизни, зато обилие офисов самого разного класса делает Дубининскую и прилегающие места хорошим местом, чтобы покупать жилье с целью последующей сдачи работающим поблизости.