Дома номер 4 и 9 на Сокольнической площади — высокие, панельные, с магазинами на двух первых этажах. Солидный цоколь, гранитные парапеты. Вот на этих-то цоколях и парапетах появились трещины.
— Раньше такого не было, я могу гарантировать, — говорит Василина Поздеева, жительница Сокольнического Вала. Она каждый день ходит к метро «Сокольники», огибая дом 4. Цоколь с этой стороны действительно покрыт трещинами, и даже одна из лестниц как будто просела вниз на несколько сантиметров. Максимальный размер трещины — около 8 мм. Вокруг везде временные ограждения, говорящие о строительстве метро. Выводы напрашиваются.
— Судя по всему, речь идет о поверхностной трещине в облицовке цоколя, — пояснил сотрудник «Мосметростроя», работающий на площадке. — Если бы такая трещина появилась в несущих элементах дома, то это было бы и правда страшно. Но она не может там появиться, все расчеты сделаны точно. А это — ну усадка грунта, во время следующего косметического ремонта перештукатурят, и не будет видно.
Вообще же говоря, подобного рода трещины — как поверхностные, так и более серьезные — для Москвы не редкость. Начиная с первой очереди столичной подземки, которая была построена в 1933–1935 годах, строительство тоннелей и станций закрытым способом влечет за собой подвижку грунтов, и в ряде случаев это выливается в трещины в стенах зданий.
— Когда мы купили квартиру на восьмом этаже огромного сталинского дома, мы не ожидали обнаружить под кухонной плиткой трещину в стене, — рассказала «МК» Янина Сорокина, жительница дома 1 по улице Маршала Василевского. — Оказалось, что дом был построен в 1955 году, а в семидесятых под домом проложили тоннель между «Октябрьским Полем» и «Щукинской». Здание немного перекосило — по счастью, трещины оказались не фатальными. Но при ремонте пришлось потратиться на заделку этой дополнительной «форточки».
А в 2012 году, когда началось строительство станции «ЦСКА» на Ходынском поле, встревожились жители комплекса «Гранд-парк». Тоннели под этими домами не проходили, а вот выезд из подземного паркинга слегка «зацепило» — там тоже началась усадка грунта, пошли трещины. Жители домов организовали мониторинг, пытались предъявить претензии к строителям — но дело заглохло. Трещины, впрочем, тоже остановились: несущие конструкции домов не пострадали.
Происходит подобное не только в Москве: скажем, в 2013 году на метростроевцев жаловались жители улицы Декабристов в Казани. Правда, там все было действительно серьезно: крыльцо одного из магазинов «отъехало» от стены на несколько сантиметров, лопались стекла витрин. Но опять же серьезных изменений не было — так что даже компенсации владельцам недвижимости на ремонт «провала» не были выплачены.
Похожий случай произошел и на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге: там при строительстве метро «Адмиралтейская» трещинами покрылось сразу несколько домов. В доме 13/3 положение было настолько серьезно, что вставал вопрос об аварийности здания. Начал трескаться и дом 4 на Малой Морской. Результат — аналогичный: разрушения в какой-то момент «затормозились», трещины перестали расти. Но и ответственности за усадку грунта никто не понес.