Главный вывод, который делают авторы, — парковки в Москве чрезмерно загружены. «Рекордные показатели загрузки зафиксированы, например, на улице Петровские Линии, Нижний Кисельный переулок, Козицкий переулок, улицах Большая Якиманка, Неглинная, Петровка. Несмотря на применение на этих улицах высокого тарифа на парковку (от 60 рублей в час до 200 рублей в час), загруженность здесь постоянно превышала 100%, т.е. при занятости легальных размеченных мест водители оставляли автомобили в местах, где парковаться запрещено», — отмечается в работе. Все это негативно сказывается на трафике и загруженности дорог.
Одним из стимулирующих факторов, которые, якобы, заставляют оставлять машины на парковках, является высокая стоимость подземного паркинга — до 500 рублей в час. «Заниженные цены на уличную парковку в сравнении с внеуличной являются одной из причин ее чрезмерной загруженности», — считают авторы.
Следующий тезис авторов — в воскресенье парковка так же загружена, как и в будни. А это тоже плохо сказывается на трафике. Следовательно, пора уже начать взимать цену за стоянку в единственный бесплатный день.
Ну и последнее. Как известно, парковка в первые 15 минут бесплатна. Ученые считают, что многие водители этим злоупотребляют: включают счетчик на 1–2 минуты, потом выключают и следующие 15 минут также стоят бесплатно. Вывод — сократить время бесплатной стоянки или ужесточить штрафы.
Еще одна причина, повлиять на которую, правда, пока город никак не может, — рост числа машин. Эксперты «Плешки» ссылаются на Национальное бюро кредитных историй. Согласно ему, в июле–сентябре стоимость кредитов на авто превысила 160 млрд рублей — это рекорд за последние четыре года. К Новому году, по их словам, машин будет еще больше.
Но предложенные меры, по их мнению, снизят загруженность городского паркинга на 15–20%, и сразу все наладится: уменьшится трафик, станет больше мест для резидентов.
В Департаменте транспорта «МК» ответили, что уже получили исследование.
— Действительно, в последнее время загрузка парковочных мест в центре существенно возросла, и мы все чаще получаем обращения от москвичей с просьбой ограничить приток машин, повысив тарифы и увеличивая количество мест для резидентов. Для решения сегодняшний проблемы нагрузки парковок надо проанализировать все данные, что есть у нас и у независимых экспертов, изучить мировой опыт, встретиться с автомобилистами и местными жителям, и только после этого разработать план дальнейших действий, — заявили в пресс-службе Администратора московского парковочного пространства.
Разберем тезисы авторов работы. Главный из них: если бы парковки под землей были дешевыми или равными по стоимости наземным, автомобилисты тут же ринулись бы туда. Начнем с того, что подземные парковки в Москве существуют не сами по себе, а в торговых центрах или гостиницах. Так, в комментариях авторов исследования фигурируют данные, что 400–500 рублей стоит парковка в элитном отеле рядом с Кремлем на улице Тверской, 3, в ЦУМе и Центральном детском магазине. Первая из указанных парковок не относится к отелю, и стоимость стоянки за час там составляет 300 рублей. В детском магазине на Лубянке стоимость парковки в будни стоит 100 рублей в час, в выходные — 300 рублей в час. «МК» нашел еще несколько крупных подземных паркингов в Москве — но стоимость часа там составляла 150–200 рублей (в том числе в паркинге на Воздвиженке).
— Я знаю только одно место, где стоимость парковки в час стоит 400 рублей, — рассказал координатор московского отделения Федерации автовладельцев России Дмитрий Самарин. — Это ЦУМ. Если вы покупаете в магазине вещь, то паркинг становится бесплатным. Я часто бываю в «Сити» и заезжаю в парковку торгового центра. Она стоит не больше 200 рублей в час в будни. Это коррелирует со стоимостью уличной парковки.
«МК» не нашел подземной стоянки в Москве, которая бы стоила 500 рублей в час. То есть в некоторых случаях подземная парковка уже выгоднее для водителей, чем надземная. И автомобилисты пользуются ею при возможности.
При этом: что такое подземный паркинг? Это 200–300 парковочных мест, сосредоточенных вместе. Однако таких мест немного, и не все они будут удобны: вам надо, к примеру, на Таганку, а ближайшая подземная парковка — на Лубянке.
Если же говорить о следующем тезисе — трафик, загруженность улиц и большие пробки, — то здесь позиция города хорошо описывается поговоркой «И рыбку съесть, и косточкой не подавиться». В конце 2017 года крупный российский новостной агрегатор представил исследование. В нем говорилось, что пробки в Москве стали максимальными за последние пять лет. Хуже всего — ситуация внутри Садового кольца: там за три года скорость движения упала на 24%. Однако глава Центра организации дорожного движения (ЦОДД) правительства Москвы Вадим Юрьев заявлял, что не учитывалась реконструкция улиц. Мол, вот в этом вся причина. При этом в феврале 2018 года Вадим Юрьев говорил, что «количество автомобилей и водителей на дорогах значительно возросло, а показатели по пробкам остались на том же уровне». Он приводил цифры: водитель в 2017 году провел в пробке около 90 часов. И этот показатель улучшился!
Да, действительно, количество автомобилей в столице, по данным ГИБДД, каждый год растет на 8–10%. Но раньше это не мешало трафику, а теперь вдруг стало аргументом. Сейчас же, видимо, удобно считать, что пробки и трафик растут.
— Последний год в Москве стало больше пробок, — считает Самарин, — это я связываю с тотальным сужением улиц. В частности, на Садовом кольце появились такие места, где постоянно пробки или аварии, потому что неудобно заезжать или выезжать из боковых проездов.
Если же говорить о парковке в выходные, то хотелось бы уточнить у авторов исследования: автомобили, занимающие места в воскресенье, принадлежат резидентам или приезжим? В то же время вопрос 15 минутной бесплатной стоянки вполне можно было бы решить инструментально: просто запретив включать счетчик, например, менее чем на 5–10 минут.
Некоторые эксперты действительно считают, что рост цен — единственный выход в борьбе с пробками и загруженностью паркинга.
— Стоимость парковки — это рыночный продукт, — разъясняет начальник Центра независимых транспортных исследований Московского государственного университета путей сообщения Алексей Колин. — Подземная парковка в содержании стоит дороже. Но поскольку речь идет о том, что на очень сложной сети есть дефицит пропускной способности, дефицит парковочной емкости, то стоимость парковки становится регулирующим инструментом, позволяющим снизить количество транспортных средств на дороге. Это придумали не в России, это общемировая практика. Стоимость наземных мест в Нью-Йорке или Вашингтоне стоит около 20 долларов за час или больше. И если будет необходимость, стоимость парковки надо будет повышать дальше. Другие меры, кроме этой, — закатать город в асфальт, а в таком городе нет места для людей.