Многодетной семье вернули московскую прописку: абсурдное решение суда отменено

Семье с шестью детьми удалось отстоять свое право на московскую квартиру

Два месяца назад «МК» рассказал о вопиющем решении Зюзинского суда, в результате которого семья Илющук с шестью несовершеннолетними детьми осталась без московской прописки. Иск подала родная бабушка детей, а гнездом раздора стала 4-комнатная квартира в Бутове. Судья, рассматривающая дело, не моргнув глазом вынесла вердикт в пользу истца. При этом она не выслушала точку зрения самих ответчиков и не настояла на присутствии органов опеки, которые обязаны защищать жилищные права несовершеннолетних.

Семье с шестью детьми удалось отстоять свое право на московскую квартиру

Спустя два года Оксане и Андрею Илющук удалось добиться справедливости. Они обжаловали иск, и во вторник, 6 ноября, в Мосгорсуде состоялось повторное слушание. Выслушав обе стороны, судья отменила решение Зюзинского суда. Также истице было отказано в требовании снять восемь родственников с регистрационного учета.

В Мосгорсуд семья Илющук приехала не в полном составе — младшие дети в школе. Зато старшие дочери Настя и Маша пришли поддержать родителей. Их бабушка и, увы, противник, Таисия Михайловна Климанова, на заседание не приехала.

Напомним фабулу. В четырехкомнатной квартире в Бутове на основании договора соцнайма проживали 12 человек: Оксана и Андрей Илющук, их шестеро детей, мама Оксаны, Таисия Михайловна, ее отчим и сводные брат и сестра. В 2008 году правительство решило поддержать многодетные семьи, в которых воспитывается пять и более детей. Для них в разных районах Москвы были построены так называемые коттеджи для многодетных, всего почти 200 домов. Одними из счастливчиков, кому достался коттедж в Солнцеве, стали Илющуки. 16 ноября 2010 года семья въехала в большой новый дом. Младшему Грише на тот момент исполнился всего месяц от роду.

Власти четко оговорили условия, на которых многодетные могут получить новое жилье. Каждая семья заключила договор, в котором было прописано, что коттедж предоставляется во временное пользование, сроком на пять лет. По истечении этого срока договор можно продлить. И так до тех пор, пока младший ребенок не достигнет совершеннолетия, — тогда придется освободить жилплощадь для следующих жильцов. Прописка в коттедже не предусматривалась — государство позаботилось о том, чтобы семьи сохранили права на уже имеющееся у них жилье. В постановлении правительства 1272 от 30 декабря 2008 года указано, что за семьей сохраняется жилое помещение, в котором она проживала ранее по договору соцнайма. «Данное жилое помещение может использоваться для <...> отселения в случае нарушения пользователем условий договора безвозмездного пользования».

Однако когда мама Оксаны решила выписать родных из квартиры в Бутове, ничего из вышеперечисленного не было учтено судом. О том, что по документам они больше не являются москвичами, родители с детьми узнали совершенно случайно — когда пришли восстанавливать свидетельство многодетной семьи.

— Мы оказались в безвыходном положении, — рассказывает Оксана. — Потому что без московской регистрации мы стали фактически бомжами без прав. Мы не можем получить в полной мере медицинскую помощь, нам отказывают в пособиях по многодетности — мы ведь перестали быть москвичами. У детей возникли проблемы со школой.

Но самое главное — без прописки семья не могла продлить договор на пользование коттеджем. Ведь программа рассчитана только на жителей Москвы. Чиновники вошли в их положение и не стали выгонять из обжитого дома.

— Но мы не знаем, надолго ли нам разрешили здесь остаться, — переживает Оксана. — Ведь если следовать букве закона, мы утратили право претендовать на это жилье. В любой момент нас могут выбросить на улицу — и у нас не будет оснований проситься обратно.

Родителям удалось добиться обжалования решения Зюзинского суда. На заседании в Мосгорсуде представитель истца по-прежнему стоял на своем: Илющуки добровольно выехали на ПМЖ в коттедж, вывезли вещи, не платили за коммуналку. Якобы все это является основанием для снятия их с регистрационного учета.

— Все дело в том, что семья вовсе не выехала на постоянное место жительства, — объясняет юрист Объединения многодетных семей Артем Белобрыкин, который взялся защищать интересы Илющуков. — В их договоре прописано, что жилье передается исключительно во временное пользование. Согласно статье 71 Жилищного кодекса РФ, временное отсутствие нанимателя жилого помещения не влечет за собой изменения его прав.

В законодательстве действительно оговорены условия, когда человека можно выписать из квартиры через суд. В частности если человек уехал в неизвестном направлении, оставшиеся прописанные собственники не знают о его местонахождении и установить его невозможно. Но это явно не тот случай. В иске Климанова сама указала новый адрес родственников.

После недолгого совещания судьи вынесли вердикт: решение Зюзинского суда отменить, в требованиях снять семью Илющук с регистрационного учета отказать. Решение уже вступило в законную силу.

Семья выслушала слова судьи со слезами на глазах.

В течение двух недель Оксана и Андрей смогут получить заверенную копию и с ней обратиться в МФЦ, чтобы восстановить свои права на квартиру. А потом им придется заново выстраивать отношения с родственниками. Но это уже другая история.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27827 от 7 ноября 2018

Заголовок в газете: Приказано прописать!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру