Сотрудники метро решили собрать фокус-группы: любой человек, которому небезразличен порядок в подземке, может прийти и высказать свое мнение. Корреспондент «МК» побывала на первой встрече фокус-группы.
21.00. Станция «Комсомольская» Сокольнической линии. На балюстраде собираются люди. Первыми приходят сотрудники метро. Подземка командировала целый «десант» своих сотрудников: есть специалист, отвечающий за подвижной состав, за кассы метро, за пассажирский сервис и, конечно, за навигацию. Пока мы ждем ведущего фокус-группы — первого заместителя начальника метрополитена по стратегическому развитию и клиентской работе Романа Латыпова, начинают приходить пассажиры.
Анастасия, студентка и коренная москвичка, пользуется метро каждый день: «Но я все равно стала путаться из-за того, что повесили лайт-боксы (светящиеся коробки) с указанием конечных станций. Вроде всю жизнь катаюсь по оранжевой ветке, а теперь стала путаться, когда вижу надписи «Медведково» и «Новоясеневская». По поводу навигации на «Комсомольской» у нее было довольно логичное замечание: наклейки на столбах размещены слишком низко и не видны за толпой.
Подошедший чуть позже офисный работник Александр, наоборот, с Анастасией не согласился: дескать, во многих европейских городах принята система указания конечных станций.
К 9 часам вечера на балюстраде было уже около 20 человек. Как нам пояснили в пресс-службе метро, они получили всего около 50 заявок на участие, но, увы, так много человек не позволят провести конструктивную беседу, поэтому на фокус-группу пригласили только 15.
Роман Латыпов объясняет, почему понадобилось собирать людей очно — ведь опросы в метро идут давно.
— Мы опросили в Интернете больше 7 тысяч человек и еще больше 5 тысяч на станциях, — рассказал Латыпов. — И теперь решили собрать энтузиастов и вместе с ними осмотреть станции, чтобы учесть какие-то маленькие, таргетированные замечания. Сейчас навигация обновляется почти на всех станциях. Мы провели несколько десятков встреч и протестировали несколько вариантов. Например, сначала повесили лайт-боксы, где написаны конечные станции метро. Нам сказали: «Это непонятно, напишите стороны света». Мы написали стороны света, нам снова сказали, что и это непонятно. Сейчас мы размещаем на станциях компромисс, который устраивает большую часть пассажиров. Мы продолжаем внедрять новую систему навигации и хотим услышать ваши замечания.
Встреча проходила в демократичном ключе, участники могли задавать вопросы любому из сотрудников подземки.
Для начала Латыпов предложил осмотреть станцию красной ветки, но процессия почему-то довольно быстро минула зал и вышла к переходу на кольцо. Студент Российского университета транспорта Роман Рановский уже по пути начал атаковать Латыпова вопросами:
— Вот на станции «Аэропорт» до сих пор остались таблички «1-й путь», «2-й путь» — это неудобно и непонятно для пассажиров.
— Да, конечно, мы их убираем сейчас со всех станций, и с этой уберем, Анна, вы запишите это, — обратился Латыпов к главному специалисту по навигации в подземке Анне Ермолицкой. Девушка тут же чиркнула в блокноте.
Тем временем мы подошли к указателю на выход в город, где были перечислены вокзалы.
— Вот смотрите, — продолжает активный студент Роман. — Здесь перечислены вокзалы и станция электрички Каланчевская, но еще есть много пустого белого места.
Латыпов и Ермолицкая в два голоса объяснили, что дописывать туда информацию нельзя — люди просто потеряются. Но вот увеличить шрифт можно. «Шрифты мы постепенно увеличим везде», — отметил замначальника метро.
Одним из самых болезненных с точки зрения навигации мест оказался вестибюль станции уже на поверхности. Студент Роман на время чемпионата мира по футболу работал волонтером как раз на станции «Каланчевская» и заметил одну особенность: у вестибюля есть два выхода в город. Но один из них находится ровно за спиной едущих по эскалатору людей. В результате его никто не видит. Как развернуть толпу?
— Может, стрелочку на полу нарисовать? — предложил кто-то.
— В час пик на пол никто не смотрит, — тут же откликнулся один из сотрудников метро.
— А если стрелочку наклеить?
— Нет, люди будут путаться, — сразу же ответили сами участники фокус-группы.
— А давайте напишем на лайт-боксе: «Выход позади вас», — предложил студент Роман.
— А теперь представьте, что приехала в Москву семья из пяти человек с огромными сумками и все встали читать и думать: где же это — «позади вас», — ответил сотрудник подземки.
В общем, этот вопрос так и остался без ответа: теперь над ним будут думать эксперты метро. Следующей нашей остановкой стала одноименная станция Кольцевой линии. Сразу на входе висит табличка с одинокой надписью «Каланчевская». И всё — ни следующих станций, ни направлений...
Тут уже не выдержала и спросила корреспондент «МК».
— Вот в этой точке пассажиру надо понять, правильно ли он выбрал линию, — объясняет Латыпов. — Но если он вот здесь остановится и будет искать нужную ему станцию, людской поток его просто собьет. Поэтому сразу при входе в сам зал по бокам висят списки станций — слева и справа.
Студент 4-го курса, будущий инженер Евгений отметил, что списки эти не совсем корректные.
— Раньше станции были написаны в строчку, и не было вопроса, какая следующая. А теперь они в столбик, и таких столбиков три. Не очень понятно в итоге, какая следующая — «Павелецкая» или «Таганская»?
Генеральный директор интерьерного салона Юлия, которая пришла на фокус-группу с маленьким сыном, предложила интересный вариант: разместить станции по контуру кольца — то есть полукругом. Но уже не на лайт-боксе, а на наклейке на столбе. Возможно, именно ее вариант и воплотят в жизнь.
— Сегодня был мозговой штурм, — подытожил Роман Латыпов. — Мы собирали ваши предложения. Завтра обобщим идеи, обсудим с экспертами, чтобы понять, что мы можем сделать и в какие сроки, а что нет. По сути, спорных предложений или сложных инфраструктурных предложений сегодня не было. Через два дня мы составим протокол и опубликуем его на сайте метро, где будет написано, что и когда мы можем реализовать.
«МК» же призывает всех москвичей не быть равнодушными и принять участие в работе фокус-групп. Зарегистрироваться можно на сайте московского метро. Всего на разных станциях пройдет 20–25 встреч.