Мосгордума предложила резко поднять штрафы за ходьбу по железнодорожным путям

Дорога, дорога, ты стоишь так много

Любите гулять вдоль железной дороги? Ваш дом находится как раз через «железку» от станции метро, а переход все никак не построят? Готовьтесь: скоро за прогулку по путям или через них будут брать по 2500 рублей с человека. РЖД и Мосгордума готовят нормативную базу, чтобы сделать железную дорогу абсолютно запретной зоной. Причем не только в Москве, но и по всей России.

Дорога, дорога, ты стоишь так много

Столичные депутаты разработали проект федерального закона, ужесточающего административную ответственность за нахождение на территории железной дороги. Актуальность вполне очевидна: в Москве за 9 месяцев 2018 года под поезд попали 159 человек, 73 из них погибли. Поэтому разработчик проекта — комиссия МГД по безопасности — предлагает поднять штрафы ровно в 25 раз. До 2500 рублей.

— Пока что проект не получил положительного заключения правительства и Верховного суда, поэтому мы продолжаем над ним работать, — говорит депутат Мосгордумы Инна Святенко. — Но уже сейчас ясно, что в целом депутаты Госдумы нас поддерживают.

Интересно, что для тех, кто своими действиями нарушает работу общественного транспорта, в том числе для зацеперов, как и для дорожных дебоширов, уже существуют две уголовные статьи. Это ст. 213 («Хулиганство») и 267 («Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения»). Однако, по данным УВД на транспорте по ЦФО, за последний год по этим статьям применительно к железной дороге не было возбуждено ни одного уголовного дела.

— Самыми травмоопасными направлениями традиционно являются Рязанское, Белорусское, Савеловское, Киевское, — отмечает Галина Голышева, начальник службы охраны труда и безопасности Московской железной дороги. — Кроме того, к числу самых травматичных с момента ввода в эксплуатацию добавилось МЦК.

Что происходит? Люди, по словам Голышевой, ходят «в неустановленных местах» — вне официальных пешеходных переходов. Стоят на пешеходном настиле слишком близко к поезду. Взбираются на платформы слишком поздно, когда поезд уже не успевает остановиться... Ну и «штурмуют» электрички, забираясь на крышу лихости ради.

— Изначально железнодорожники хотели повысить штрафы не в 25, а в 50 раз — такая сумма значилась в первой версии проекта. Но и нынешние 2500 рублей вполне устраивают, — констатирует Олег Прохоров, зам.начальника МЖД по взаимодействию с органами власти. — Еще лучше, что санкции предусматривают общественные работы. Те самые легендарные 15 суток.

Но и штрафы дело не последнее. Железнодорожники периодически патрулируют места стихийных переходов через пути и штрафуют нарушителей. Но когда сумма штрафа 100 рублей, 28 пойманных за последние месяцы «перебежчиков» — это всего-навсего 2800 рублей дохода. Не та сумма, которая оправдывает привлечение к работе живых инспекторов, а камеры, которая считывала бы личность человека и отправляла бы штраф автоматически, пока не придумали.

Наказание за нахождение «в неустановленных местах» железной дороги до сих пор почти символическое — и это классический случай строгого закона с необязательным исполнением, которых в российской практике все еще много, хотя с каждым годом все меньше. Сделать так, чтобы граница железной дороги стала непроницаемой стеной, и физическими, и полицейскими методами теоретически можно, но тогда миллионы людей лишатся необходимых им и привычных пешеходных маршрутов. Потому что построить в нужном количестве правильно оборудованные пешеходные переходы не могут и строители автомобильных дорог, рассказал «МК» глава Союза пешеходов России Владимир Соколов.

— Несколько лет назад втихую расстояние между пешеходными переходами по ГОСТу было увеличено со 120–150 до 200–300 метров, — замечает эксперт. — На практике часто бывает и 500 метров между зебрами, и это в населенном пункте. На железной дороге еще хуже: построить хороший одноуровневый переход через пути практически невозможно, а надземный или подземный — это колоссальные вложения. Поэтому люди тысячами ходят через пути, несмотря на риск.

В Москве таких стихийных переходов через «железку» очень много. Один из самых многолюдных, по словам Соколова, — в районе Перово. «По идее, можно было бы поставить вопрос о постройке там перехода — им пользуются тысячи горожан, — рассказывает общественник. — Но беда в том, что он востребован только в часы пик, а в остальное время стоял бы пустой».

— Организовать или даже отремонтировать переход через железную дорогу не просто сложно, а очень сложно, — рассказал «МК» муниципальный депутат района Марьина Роща Игорь Епишин. — Некоторое время назад мы пытались навести порядок на оборудованном переходе в районе 7-го проезда Марьиной Рощи, где пешеходы идут рядом с автомобилями. Нам дали понять, что железнодорожникам пешеходы и переезды совершенно неинтересны — им куда проще было бы обнести всё забором. Район же, как и городские структуры, тоже не может ничего оборудовать на земле, принадлежащей железной дороге...

Депутаты Марьиной Рощи уже много лет пытаются бороться с травматичным отдыхом на обочинах железнодорожной ветки: летом там жарят шашлыки и бегают дети, а зимой и вовсе катаются с горок прямо под колеса. Все попытки навести порядок спотыкаются о простое соображение: полицию на железнодорожную землю не позовешь, а охранников РЖД слишком мало. Увеличит ли их «поголовье» повышение штрафов в 25 раз, покажет будущее.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27810 от 16 октября 2018

Заголовок в газете: Дорога, дорога, ты стоишь так много

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру