Столичные депутаты разработали проект федерального закона, ужесточающего административную ответственность за нахождение на территории железной дороги. Актуальность вполне очевидна: в Москве за 9 месяцев 2018 года под поезд попали 159 человек, 73 из них погибли. Поэтому разработчик проекта — комиссия МГД по безопасности — предлагает поднять штрафы ровно в 25 раз. До 2500 рублей.
— Пока что проект не получил положительного заключения правительства и Верховного суда, поэтому мы продолжаем над ним работать, — говорит депутат Мосгордумы Инна Святенко. — Но уже сейчас ясно, что в целом депутаты Госдумы нас поддерживают.
Интересно, что для тех, кто своими действиями нарушает работу общественного транспорта, в том числе для зацеперов, как и для дорожных дебоширов, уже существуют две уголовные статьи. Это ст. 213 («Хулиганство») и 267 («Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения»). Однако, по данным УВД на транспорте по ЦФО, за последний год по этим статьям применительно к железной дороге не было возбуждено ни одного уголовного дела.
— Самыми травмоопасными направлениями традиционно являются Рязанское, Белорусское, Савеловское, Киевское, — отмечает Галина Голышева, начальник службы охраны труда и безопасности Московской железной дороги. — Кроме того, к числу самых травматичных с момента ввода в эксплуатацию добавилось МЦК.
Что происходит? Люди, по словам Голышевой, ходят «в неустановленных местах» — вне официальных пешеходных переходов. Стоят на пешеходном настиле слишком близко к поезду. Взбираются на платформы слишком поздно, когда поезд уже не успевает остановиться... Ну и «штурмуют» электрички, забираясь на крышу лихости ради.
— Изначально железнодорожники хотели повысить штрафы не в 25, а в 50 раз — такая сумма значилась в первой версии проекта. Но и нынешние 2500 рублей вполне устраивают, — констатирует Олег Прохоров, зам.начальника МЖД по взаимодействию с органами власти. — Еще лучше, что санкции предусматривают общественные работы. Те самые легендарные 15 суток.
Но и штрафы дело не последнее. Железнодорожники периодически патрулируют места стихийных переходов через пути и штрафуют нарушителей. Но когда сумма штрафа 100 рублей, 28 пойманных за последние месяцы «перебежчиков» — это всего-навсего 2800 рублей дохода. Не та сумма, которая оправдывает привлечение к работе живых инспекторов, а камеры, которая считывала бы личность человека и отправляла бы штраф автоматически, пока не придумали.
Наказание за нахождение «в неустановленных местах» железной дороги до сих пор почти символическое — и это классический случай строгого закона с необязательным исполнением, которых в российской практике все еще много, хотя с каждым годом все меньше. Сделать так, чтобы граница железной дороги стала непроницаемой стеной, и физическими, и полицейскими методами теоретически можно, но тогда миллионы людей лишатся необходимых им и привычных пешеходных маршрутов. Потому что построить в нужном количестве правильно оборудованные пешеходные переходы не могут и строители автомобильных дорог, рассказал «МК» глава Союза пешеходов России Владимир Соколов.
— Несколько лет назад втихую расстояние между пешеходными переходами по ГОСТу было увеличено со 120–150 до 200–300 метров, — замечает эксперт. — На практике часто бывает и 500 метров между зебрами, и это в населенном пункте. На железной дороге еще хуже: построить хороший одноуровневый переход через пути практически невозможно, а надземный или подземный — это колоссальные вложения. Поэтому люди тысячами ходят через пути, несмотря на риск.
В Москве таких стихийных переходов через «железку» очень много. Один из самых многолюдных, по словам Соколова, — в районе Перово. «По идее, можно было бы поставить вопрос о постройке там перехода — им пользуются тысячи горожан, — рассказывает общественник. — Но беда в том, что он востребован только в часы пик, а в остальное время стоял бы пустой».
— Организовать или даже отремонтировать переход через железную дорогу не просто сложно, а очень сложно, — рассказал «МК» муниципальный депутат района Марьина Роща Игорь Епишин. — Некоторое время назад мы пытались навести порядок на оборудованном переходе в районе 7-го проезда Марьиной Рощи, где пешеходы идут рядом с автомобилями. Нам дали понять, что железнодорожникам пешеходы и переезды совершенно неинтересны — им куда проще было бы обнести всё забором. Район же, как и городские структуры, тоже не может ничего оборудовать на земле, принадлежащей железной дороге...
Депутаты Марьиной Рощи уже много лет пытаются бороться с травматичным отдыхом на обочинах железнодорожной ветки: летом там жарят шашлыки и бегают дети, а зимой и вовсе катаются с горок прямо под колеса. Все попытки навести порядок спотыкаются о простое соображение: полицию на железнодорожную землю не позовешь, а охранников РЖД слишком мало. Увеличит ли их «поголовье» повышение штрафов в 25 раз, покажет будущее.