Официально Всемирный день без автомобиля отмечается 22 сентября. Но поскольку в этом году он приходится на субботу, основным днем велосипедной акции решено было сделать пятницу.
Не слишком большим фанатам двухколесного транспорта кажется логичным, что в ливень надо пользоваться более сухим транспортом. Однако велосипедисты, особенно заядлые, устроены иначе. Для них плохая погода совсем не повод оставлять двухколесный транспорт дома, а как раз причина показать всем, что велосипед актуален в любую погоду. В пятницу им, правда, показать это не удалось — дождь обошел столицу стороной.
...На Трубе, как любовно называют в Москве Трубную площадь, начинаем сомневаться: в себе ли мы? У входа на Центральный рынок стоит новогодняя елка! Настоящая — много шариков цветных, гирлянд и пряников, и даже шишек золотых... Рядом — дама-Снегурочка с собачкой в колпачке рождественского эльфа. Музыка соответствующая. И это когда градусник показывает больше 20 градусов, а утром думаешь, захватить с собой пиджак или еще можно пофорсить в открытом платье.
Разгадка оказывается проста: уголок Деда Мороза — это энергетическая точка, где велосипедисты могут бесплатно получить воду и лакомства. А елочка — намек на то, что велосипед пора признать круглогодичным видом транспорта.
— Мы хотим, чтобы люди отбросили стереотипы: мол, на велосипеде можно только летом кататься, сейчас последние дни! И в Новый год можно, никаких проблем, — охотно рассказывает Снегурочка, щедро выдавая подарки: прикольный значок, полезный протеиновый батончик и яркое красное яблоко. — Во всех европейских городах давно уже ездят зимой, это стало нормой жизни. И в Москве тоже пора.
Но ведь европейская зима — не то же самое, что наша! — пытаемся спорить.
Снегурочка не соглашается:
— И в Стокгольме катаются. Там тоже холодно. Когда ты едешь на велосипеде, тебе не холодно, а скользко сейчас не будет, покрытие хорошее. Кстати, вы автомобилисты? Хотите еще флажок на машину?
Сами велосипедисты такого энтузиазма не разделяют.
— Я в октябре велик на балкон затаскиваю — и всё, хватит, — признается Сергей, одетый в модные ярко-зеленые штаны. — Зимой кататься — это для особых извращенцев, кому не страшно задницу отморозить. Да и вспотевшим в офис приезжать — так себе кайф, ванны же в конторе нет! А под пуховиком ты вспотеешь точно.
Один из организаторов акции Анна Кузьмина с семи часов утра вместе с другими велосипедистами-энтузиастами стоит на другой энерготочке — у рынка, недалеко от станции метро «Тульская».
— Судя по количеству розданных нами бутылок воды, за два часа проехало не меньше 150 человек, — прикидывает девушка. Чуть позже стала известна официальная цифра участников, побывавших хотя бы на одной из 12 энерготочек: 3 тысячи энтузиастов. Много это или мало?
Пока мы разговариваем, велосипедисты подъезжают и берут мешки с пайками — бутылками воды и протеиновыми батончиками. Правда, некоторые, не поворачивая головы, проезжают мимо. Или не знают, в честь чего посреди улицы работает аттракцион неслыханной щедрости, или стесняются. Скромный разносчик еды с большим коробом за спиной минут десять косился на стойку с напитками, но так и не решился подойти.
По словам Анны, поток мог быть еще больше, место-то транзитное. Однако некоторые велосипедисты решают объехать площадь Серпуховской заставы с другой стороны. «Здесь очень много развязок, а велодорожка с Люсиновской улицы вливается сразу в большой поток», — объясняет Анна.
История не новая: в Москве при всем энтузиазме велофанатов не все гладко с инфраструктурой. Дорожки могут появляться из ниоткуда и уходить в никуда... Правда, количество станций велопроката растет — и это отражается на участниках акции. В этом году примерно половина из них воспользовались именно арендованными велосипедами. Подтверждение перед глазами: арендный пункт около рынка почти пуст, одиноко стоят два велосипеда (а парковка на 15 штук).
— И так с семи утра, — говорит Анна. — Люди ставят велосипеды, их тут же забирают. Приезжают горожане всех возрастов. Недавно проехал папа, у которого в корзинке на велосипеде сидел маленький сын, а рядом ехала дочка в школу тоже на велосипеде. Он проводил девочку, а потом вернулся к нам.
На велопарадах часто встречаются чудаки в маскарадных костюмах — те, что решили не только прокатиться с ветерком, но и порадовать своим видом окружающих. Стоит только вспомнить о них — и тут же, как по волшебству, к точке подруливают Буратино и Мальвина. На велосипедах. Организаторы бросаются их обнимать.
Как оказалось, Александра и Денис не первый раз разъезжают по городу в яркой одежде. Говорят, что хотят привлечь внимание к акции и подсадить других на двухколесный транспорт.
— Я айтишник, а Александра работает с многодетными семьями, — говорит Денис. — Нам тут до работы полчаса, в таких образах и поедем. Пустят ли нас в офис? Конечно, пустят!
Акция «На работу на велосипеде» проходит два раза в год, и, как говорят организаторы, именно в эти дни больше всего людей решается пересесть на «железного друга». Но здравый смысл пока никто не отменял. Если вы живете в Королёве, не надо фанатично пилить по трассе до Москвы на велике. Можно спокойно доехать на электричке, а уж потом воспользоваться своими колесами. То же самое касается и погоды. Велосипед пригоден в любой сезон, однако не надо ударяться в крайность и пользоваться им в ливень и снежный буран.