Приходи ко мне учиться

Евгений Ямбург рассказал о том, как сделать качественное образование доступным и для больных, и для здоровых детей

Вот уже многие годы Москва держит планку города с высоким качеством образования. «Новый вектор современного образования: не ребенок для школы, а школа для ребенка», — об этом на встрече с посетителями крупного книжного магазина, организованной движением «За Собянина», говорил выдающийся педагог, академик Российской академии образования Евгений Ямбург.

Евгений Ямбург рассказал о том, как сделать качественное образование доступным и для больных, и для здоровых детей

По мнению заслуженного учителя РФ, доктора педагогических наук, члена-корреспондента РАО Евгения Ямбурга, пресловутый индивидуальный подход в отношении школьного образования воплотить в жизнь не так уж и сложно. Его многолетний опыт доказывает это. Несколько лет назад Ямбург разработал собственную методику, которая сегодня внедрена в систему обучения возглавляемого им Центра образования №109. Каждый ученик — индивидуум, считает Ямбург, со своими способностями, особенностями здоровья. Такой научный подход получил название «модель адаптивной школы». Это означает, что доступ к ней имеют все дети, независимо от выше обозначенных критериев, а также материального положения и психологических особенностей.

«Сколько существует школа, никогда ею люди не будут довольны, а старшее поколение никогда не будет довольно детьми, — говорит Евгений Александрович. — Еще в третьем тысячелетии до нашей эры писали: «Дети стали ужасными, не слушают родителей». Но педагог должен быть оптимистом, а школа должна приспосабливаться под любого ребенка. Одаренных у нас всего 1–2%. Конечно, каждый педагог мечтает об умных, хороших детях. Но обучить умного может каждый дурак. А вы попробуйте обучить сложного! Каждый ребенок имеет право получить образование с учетом его особенностей».

Ямбург согласен с тем, что дети за последние годы здорово изменились, растет новое, цифровое поколение. Однако педагог нередко наблюдает картину: как только ребенок начинает капризничать, родители дают ему смартфон: «А потом они удивляются, что дети не хотят читать. Появилось новое поколение родителей, которые требуют, чтобы обучение было интересным. Так не бывает, в науку нет широких ворот. То, что «не» с глаголом надо писать отдельно, необходимо выучить, и таблицу умножения надо выучить. Периодически появляются инициативы: отменить домашние задания, отметки, забрать у них смартфоны. Я не готов напрягать детям нервы и уничтожать их мотивацию. Современный педагог будет использовать смартфон в целях образования. Школа не должна быть тюрьмой, но и сладенькой она все время быть не может».

Сегодня в Центре образования №109 учится 5 тысяч детей, из которых 2 тысячи — здоровые и 3 тысячи — с серьезными проблемами (онкологией, без почки и пр.). Каждому из них, считают здесь, нужна установка на успех. «Когда-то мы видели, как в онкологических учреждениях страны дети играют шлангами от капельниц и обсуждают, кто когда умрет. Тогда выживало 13%, а сегодня — 85%. Но в регионах их отказываются брать в школы, чтобы они не испортили процент ЕГЭ, за что надо убивать. Поэтому я очень благодарен Сергею Собянину, который разрешил обучать иногородних детишек, которые проходят лечение в Москве, за счет города. По российскому закону ребенок имеет право учиться только в регионе проживания. А в Москве эту проблему решили — больницу стали считать местом прописки. Это было политическое и административное решение. Пример Москвы подхватили регионы: мы открыли уже 18 госпиталей с обучением в разных субъектах РФ, обучили уже 10 тысяч детей, они блестяще сдают ЕГЭ, поступают, мотивация у них потрясающая». Сегодня, благодаря этому проекту, дети, которые находятся на длительном лечении (например, онкобольные или те, кому необходим гемодиализ), получают доступ к полноценному качественному образованию.

Например, в прошлом году онкобольная Рита Петухова из Чебоксар, которая перенесла тяжелейшую операцию, смогла записать свой диск. А потом сдала ЕГЭ и поступила в музыкальное училище, где конкурс составлял 60 человек на место. «Неправда, что в здоровом теле здоровый дух. Когда дух здоровый — и тело здоровеет, это академическая реабилитация человека. Тяжелобольные дети мечтают быть как все, и им это удается. Педагоги занимаются с ними, когда им плохо, — и боль отступает! Зачастую концентрация на чем-то другом, кроме физических страданий, помогает вырваться из боли. Обучение — это тоже восстановление», — говорит Ямбург.

Учителя в Центре Ямбурга, как говорит он сам, «прикольные», интересные детям, источающие оптимизм. Их задача — развить способности детей. «Мне не нужна плачущая бабушка у постели больного, мне нужны молодые и энергичные. А эффективность процесса помогают обеспечивать современные технологии. Благодаря проекту «Московская электронная школа» ученики могут не выходя из палаты, смотреть, что им задали, выполнять уроки. Но есть вещи выше, чем технологии. Педагогика была и есть личностна, и воспитывать через компьютер нельзя».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27777 от 7 сентября 2018

Заголовок в газете: Приходи ко мне учиться...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру