— Не так давно прошел «круглый стол» с участием кандидата в мэры Сергея Собянина. Какие темы вы обсуждали? Какие из них вы считаете сейчас особенно важными для города?
— Обсуждался широкий набор тем в области развития транспортной системы столицы: такси, наземный общественный транспорт, каршеринг, велосипеды. Одна из ключевых тем — это дальнейшее развитие внутригородского железнодорожного сообщения: создание наземного городского метро или, иными словами, московских центральных диаметров. Железная дорога имеет высокую провозную способность и наряду с метрополитеном является ключевым элементом транспортной системы Москвы. Реализация проекта МЦК продемонстрировала большой потенциал в использовании железных дорог в качестве городского транспорта. В данном случае МЦД — это пригородно-городское сообщение, позволяющее добираться из пригорода с удобством и скоростью городского транспорта.
— Насколько сильно изменилась дорожно-транспортная ситуация в Москве за последние несколько лет? Какой знак носят эти изменения — стало лучше или хуже?
— Я считаю, однозначно лучше! Думаю, что каждый пользователь общественного транспорта может отметить строительство метро — невиданными темпами, новые автобусы, новые электропоезда, удобную систему оплаты, которая, кстати, будет развиваться и дальше. Нельзя не отметить развитие такого нового для Москвы вида городского транспорта, как велосипеды и каршеринг. Если вы пользователь общественного транспорта — вам точно стало лучше. Если вы автомобилист, то вы почувствовали уменьшение пробок, хотя обходиться содержание личного автомобиля и стало дороже. Но это нормально, в Москве по сравнению с мировыми аналогами-агломерациями владение автомобилем — одно из самых дешевых.
— Какие транспортные проекты, реализуемые сегодня в Москве, вы считаете самыми значимыми с точки зрения развития транспортной системы?
— Я думаю, что Москва развивает транспорт в комплексе, и на самом деле все проекты взаимосвязаны и влияют друг на друга. Наш университет осуществляет научное сопровождение железнодорожных проектов в городе. Мы убеждены, что потенциал железнодорожного транспорта еще далеко не полностью используется в интересах города, и эти проекты — одни из самых значимых для транспорта Москвы.
— Расскажите о проектах, разрабатываемых в вашем институте. В чем их суть, как они могут изменить транспортную систему города? Применяются ли уже сегодня какие-то ваши разработки?
— Наш научный центр, который я возглавляю в составе Российского университета транспорта (МИИТ), сегодня работает активно над проектом МЦД — московских центральных диаметров. Мы все хорошо знаем, что пригородное ж/д сообщение исторически имеет большое значение для Москвы. Вместе с тем мы не используем в полной мере возможности железнодорожного транспорта в интересах внутригородских перевозок. Метро — это ведь тоже железная дорога. Чем она отличается от наземной железной дороги? Во-первых, развитая маршрутная сеть, интервалы и такт движения. Во-вторых, комфортный подвижной состав большой вместимости, позволяющий производить быструю высадку и посадку пассажиров. В‑третьих, интеграция с другими видами транспорта, большое число ТПУ, пересадок, удобных остановок. И, наконец, удобная и интегрированная в общую транспортную сеть система оплаты. Мы работаем совместно с Департаментом транспорта города Москвы и ОАО «РЖД» над созданием такого сервиса на железной дороге. Здесь большее число и инженерных, и научно-исследовательских, и финансово-экономических задач. У нас значительная часть радиальных направлений приходит в тупик на вокзалах. Соединение этих направлений требует строительства новых путей и эстакад. Немаловажным является вопрос организации высокоинтенсивного движения в условиях ограничений пропускной способности железнодорожных линий. Все-таки у нас есть не только пригородные электропоезда, но поезда дальнего следования, экспрессы и другие. Одна из ключевых задач — развитие пассажирской инфраструктуры: строительство и реконструкция остановочных пунктов, транспортно-пересадочных узлов, наземных или подземных переходов, пересечений с автомобильными дорогами. Определенная часть исследований посвящена тарифной системе, билетным решениям, экономике проекта. Разработки нашего университета применяются и в новых графиках движения, и в проектировании маршрутной сети, в создании новых ТПУ, в формировании новой тарифной системы. Мы работаем в большой команде транспортного комплекса Москвы, все предложения проходят многократные обсуждения и анализ.
— Проводил ли ваш институт исследования эффективности работы транспортной системы Москвы? Если да, то расскажите о результатах.
— Мы проводили ранее опрос, удовлетворены ли пассажиры пригородным сообщением, а также работу по формированию рейтинга метро. Должен сказать, что метрополитен у нас лидер по эффективной работе. У нас самые короткие интервалы движения поездов. А теперь мы одни из лидеров в области строительства новых станций. Мы следим за пассажиропотоком на МЦК — его рост свидетельствует об эффективности транспортной системы.
— На какой другой мегаполис в транспортном отношении похожа Москва? Как она выглядит на фоне других мегаполисов с точки зрения развития транспортной системы?
— Вы знаете, все города имеют свои плюсы и минусы, исследования подтверждают это. Москва, например, — один из лидеров в области эффективности общественного транспорта, то есть она предсказуема и относительно других имеет высокую скорость. Общественный транспорт Москвы отличается от других мегаполисов и в части доступности: у нас сравнительно недорогой проезд, при этом наш город в числе лидеров по комфортности, удобству и электронным сервисам. Но у нас большой город, и нам есть куда расти в плане пешей доступности метрополитена, потому мы продолжаем работать, в том числе и над такими масштабными проектами, как наземное метро.