— Назовите проекты, реализованные вашим архитектурным бюро в Москве. В чем их специфика?
— Построенные объекты: (совместно с Hadi Teherani Architecture) жилой комплекс «Balchug Residence», комплекс апартаментов «Balchug Viewpoint», два комплекса апартаментов на Ходынском поле — «Лайнер-Запад» и «Лайнер-Восток».
Проекты крупных комплексов: концепция развития районов Бибирево — Бескудниково (совместно с мастерской Рикардо Бофилла); разработка системы индустриального домостроения для жилого и инфраструктурного строительства; «Космо-парк» на Минской улице и др.
Проекты зданий: Отель «De Lux» на Ильинке (совместно с Hadi Teherani Architecture), жилой комплекс на Профсоюзной улице и др.
В основном архитектурное бюро БРТ РУС, а теперь компания RTDA, разрабатывает уникальные объекты и комплексы, а также решает аналитические и проектные задачи по развитию территорий.
— Какие районы Москвы, на ваш взгляд, наиболее перспективны для комплексного развития?
— Промышленные территории, граничащие с зелеными массивами и обеспеченные транспортом.
— Программа инфраструктурного развития «Мой район», предложенная кандидатом в мэры Москвы Сергеем Собяниным, — было бы вам интересно принять в ней участие? Насколько она актуальна, как вы считаете? Нужна ли она москвичам?
— Программа инфраструктурного развития каждого района, согласованная с жителями, — это очень правильный подход к развитию города. Сергей Собянин позволяет сохранить целостную картину развития города и понимание его долгосрочных перспектив; не терялись возможности для роста и изменений. И это — главное.
Спальные районы никто не отменял
— Развитие периферийных и центральных районов Москвы — в чем принципиальная разница? Что должно являться центрами притяжения районов?
— Принципиальная разница между районами — в функциональном наполнении городской инфраструктуры. Условно в центре — места приложения труда, на периферии — жилье. Задача сделать каждый район «самодостаточным», чтобы везде было все и в одинаковом количестве, конечно, бессмысленна: для того и мегаполис, чтобы в нем существовали все виды деятельности и любые возможности, в том числе и уникальные. Но мы можем сократить перемещения за ежедневными и периодическими услугами (еженедельно и ежемесячно), обеспечив их в каждом районе. При этом эпизодические посещения уникальных объектов, в том числе в центре, необходимы и городу, и его жителям. Мы можем также развивать многофункциональную и насыщенную среду на периферии, обогащая ее местами приложения труда. Мы можем включать жилые объекты в территории общественных и деловых центров: живая городская среда не терпит монофункций, она должна быть максимально разнообразна для того, чтобы действовать 24 часа в сутки 7 дней в неделю.
Московское центральное кольцо долго вызревало — в итоге получился замечательный проект
— Городские пространства Москвы — что изменилось в них за последние годы?
— Наиболее наглядные изменения произошли в системе движения транспорта и пешеходов в центральной и средней частях города.
— Какие крупные проекты городского развития, реализованные в Москве, вам запомнились и понравились?
— Из крупных проектов я считаю по-настоящему выдающимся проект Московской кольцевой дороги (МЦК). Он долго «вызревал», но его реализация — это, безусловно, большое достижение. Из небольших, но важных для меня примеров удачными считаю скверы вдоль Садового кольца. Это пример правильной системы приоритетов при городском благоустройстве: удобная система пешеходных связей, деревья, газоны, разнообразный свет и садовая мебель вместо нагромождения машин и убегающих от них пешеходов.
— Каковы мировые тенденции в развитии общественных пространств и городской среды — на чем сегодня делается акцент в ведущих городах мира? Как в их строю смотрится Москва?
— Москва, в принципе, движется в русле основных мировых тенденций, так как формирование и функционирование мегаполиса — это в целом глобальная мировая тенденция. Но есть, конечно, нюансы.
Пешеходный город
— Считаете ли вы, что в мегаполисе должно быть много пеших пространств?
— Дело в том, что «пешеходный город» формируется там и тогда, где и когда он заполнен людьми. Самыми удачными пешеходными улицами в Москве являются Мясницкая, Цветной бульвар, Неглинная, Кузнецкий Мост, Арбат — те улицы, где максимально сконцентрированы пешеходы. Это взаимозависимый процесс — чем больше объектов сервиса, работы, учебы, здравоохранения и культуры размещено на улице, тем больше народу через нее проходит; верно также и обратное — чем больше поток пешеходов, тем больше объектов для посещения должно быть на пути движения. Искусство градостроителя заключается в том, чтобы выявить эти «торные тропы» и насытить объектами сервисов. В Москве, к сожалению, люди и объекты не всегда встречаются: пустующие первые этажи на Садовом кольце — это явный нонсенс для мегаполиса. Отсутствие парковок вдоль Садового кольца — это тоже странно, возможности для их размещения есть, дефицит остро чувствуется и, возможно, их наличие помогло бы оживить бизнес вдоль широких пешеходных променадов.
Жилье различных форматов
— Разноформатное и разномасштабное жилье формировалось в городах Европы на протяжении многих веков, а в Сингапуре, например, с самого первого Генерального плана 1961–1965 годов. Как обстоят дела в Москве?
— Все виды жилья существуют в городе: арендное, временное, коммунальное, индивидуальное, собственное, и находятся они в любых видах зданий: в особняках, в небоскребах, в составе многофункциональных зданий, над торговой лавкой, при ресторане, переделанное из старой фабрики — словом, любое.
В Сингапуре различают «дома на земле» (коттеджи и все виды сблокированных частных домов) и квартиры.
Москве остро не хватает этих «разных форматов». Они вырастают сами в причудливых и часто дискомфортных для соседей формах и никак не регулируются городом. Сегодня огромная территория Москвы, включая Новую, дает неисчерпаемые возможности для создания новых жилых единиц: от привилегированного коттеджного пригорода до студенческой «общаги» в университетском кампусе. Жилье постепенно должно трансформироваться вслед за трансформацией образа жизни горожан, и в наших нормативах нам придется эти трансформации учитывать.
Средняя этажность
— Какая этажность, на ваш взгляд, идеальна для жителей?
— Постепенно город будет снижать этажность жилых районов и повышать этажность зданий в центрах городской активности, в основном, в срединной зоне города вблизи транспортных узлов. Это как раз соответствует разным формам существования в городе: квартира на 25-м этаже с видом на движущийся мегаполис для одних и тихий дворик без машин с детской коляской для других. Такие контрасты, необходимые городу, невозможно обеспечить при средней этажности в 17 этажей. Нужны жилые кварталы средней этажности (7–9–11 этажей), позволяющие не нарушить человеческий масштаб, разместить все виды объектов, включая парковки, и сохранить городскую зелень. 25-этажные жилые «стены», формирующие так называемые дворики пугающих пропорций, деформируют городское пространство и с ростом обеспеченности жильем перестанут покупаться. Городские жители, обеспеченные квадратными метрами, стремятся к комфорту проживания, и этот процесс также свойственен современным мегаполисам.