Яблоневые сады на территории музея-заповедника «Коломенское» давно славятся своей плодовитостью. В августе–сентябре гулять и устраивать там пикники нужно с осторожностью: непривычную для Москвы тишину то и дело прерывает глухой стук — это наливные яблоки отрываются от ветки и падают на землю. Сказочное место в огромном мегаполисе притягивает сотни москвичей. С середины июля, как только начинает вызревать первый сорт — белый налив, в Коломенское стягиваются горожане с тележками и тканевыми сумками. По словам постоянных посетителей, вкус магазинных яблок с местными и не сравнится: «Таких яблок, как наши, коломенские, в супермаркете не купишь!» Гуляющих босиком по густой траве становится в разы меньше: вместе с москвичами на запах слетаются осы, которые то и дело попадают под подошву. «МК» расспросил старожилов о том, что они делают с яблоками и как правильно их собирать.
Наталья Дмитриевна, 65 лет: «Дома уже около 150 банок с заготовками на зиму»
— В Коломенское я прихожу еще с тех времен, когда здесь был плодово-ягодный совхоз. Нас со школы сгоняли: мы собирали яблоки, складывали в ящики, грузили на трактор и отвозили на консервный завод. Там делали детское пюре, гнали соки. Не чета современным сокам, которые и в подметки им не годятся. Школу я давно закончила, а ездить с тех пор не прекращала. Переодеваюсь в сменную одежду, чтобы не жарко было, и приступаю к работе.
Я рано сюда прихожу, хотя живу не то чтобы очень близко, напротив парка Царицыно. Но бешеной собаке, как говорится, и семь верст не крюк. Знаете, я ездила и в Турцию, и в Грецию, и в Крым. Мне нигде не понравилось. А здесь я душой и телом отдыхаю. В церковь местную хожу. Здесь земля намоленная, святая. И яблоки, которые на ней растут, очень вкусные.
Любой человек может сюда прийти и собрать столько яблок, сколько ему хочется. Но существуют правила — деревья не трясти и по ним не лазить, потому что здесь музей-заповедник. В этом году какой-то небывалый наплыв в этом яблоневом саду. Бывает, что в выходные на одном дереве по три-четыре человека «висят». И очень многие начинают вести себя непотребно: трясут яблони что есть мочи, гнут ветви. Как правило, это случайные гости, эгоисты. Им лишь бы яблок нарвать, а что там с деревом будет, неважно. У меня с такими разговор короткий. Я сразу охраннику звоню и говорю, что нехорошие люди на музей-заповедник покушаются. И сама замечания делаю, говорю, как есть: «Что вы ведете себя, как придурки! Внизу же куча яблок висит, рвите на здоровье, но трясти-то дерево зачем?» А еще показываю им свое орудие, я его сама смастерила, вон оно, в траве лежит. Это шестиметровая палка с половинкой пластиковой бутылки на конце. Здесь с такими многие ходят. Управляюсь я с ней легко, привыкла уже. Подцепляю яблоко, оно в бутылку и падает. Яблоне вреда никакого. Раньше я ее прямо здесь, в парке, оставляла. А в прошлом году мою палку украли. Поэтому я договорилась с ребятами из кафе неподалеку и, когда ухожу, прячу ее у них.
Я собираю яблоки не для продажи, боже упаси! Только для себя. Ведь пока их собираешь, приходится по несколько часов стоять с задранной головой, все мозги вниз перетекают. Поэтому ради сотни-другой выручки — а за сколько еще эти яблоки продашь! — я так пыжиться не буду. Я делаю детское пюре и повидло, сушу их. И эти яблочки у меня почти до конца декабря хранятся на лоджии.
Вот мои соседи сидят возле подъезда и завидуют мне и моему увлечению. Я их постоянно зову со мной, это же близко. В ответ только отговорки: у кого нога болит, у кого еще что. А я что, здоровая что ли? У меня, к примеру, лодыжка опухла.
Сортов здесь много, каждый по-своему хорош. Вот коричневка, если варить варенье из ее долек, то эти дольки такими целыми и остаются — не размокают, не превращаются в пюре. Я в сортах хорошо разбираюсь. Рядом с нами семеринка, чуть подальше, ближе к дороге, антоновка. Она кислая, только концу сентября поспеет. Вон женщину, подбирающую с земли яблоки, видите? Там грушёвка растет. А беленькие — это белый налив. Они самые первые созрели, я уже в конце июля собирала. Причем уродились огромных размеров, даже в мою бутылку не пролезали.
В этом году яблочки немного задерживаются, обычно к этому сроку они уже готовы. На носу Яблочный Спас, а яблочки не вызрели. В прошлом году я в это время уже вовсю собирала штрифель, а сейчас он по вкусу как щавель.
С администрацией у меня конфликтов не бывает. А с посетителями случаются. Недавно я чуть одного китайца не убила. Стою себе, собираю яблочки, вдруг вижу — он исподтишка меня фотографирует. Я пятой точкой к нему повернулась: «Ее фотографируй! Кто тебе вообще разрешил это делать? Спрашивать вообще-то надо!»
Обратите внимание, сколько сгнивших яблок в этом году на земле лежит. Раньше рабочие все с травы собирали, а в этом году ресурсов, видимо, нет. Поэтому ходить мне приходится аккуратно. Ведь яблоки, когда долго лежат, становятся мягкие. Наступишь на такое, поскользнешься, так и ногу сломать недолго.
Когда я дома яблоки перерабатываю, ко мне через окно на аромат слетаются осы. И мы вместе работаем: я яблоки чищу, они в огрызках копошатся. По вечерам после сбора я сажусь, кладу перед собой гору самых красивых и ем их, как хомяк. У меня дома уже банок 150. Пока бог дает силы, я буду сюда ходить.
Клавдия Алексеевна, 74 года: «Палки с бутылками приходится прятать — выслеживают и уносят»
Я сюда приезжаю каждый год последние лет десять. Езжу из Новопеределкино. Помню, совершенно случайно узнала об этом месте. Гуляли мы как-то в Коломенском, и я увидела, как дед с бабушкой обрывают плоды. Я тогда подумала: и как они не боятся? Оштрафуют же. А потом разговорились, я им высказала свои опасения, а они в ответ: «Да что вы! Берите, сколько хотите, никто вам слова не скажет». Так я стала ездить.
Те яблоки, которые на земле, я обычно не собираю. Лучше с ветки. Их домой приносишь — они так вкусно пахнут! А у лежалых аромат уже выветривается. Я варю компоты, а сноха гонит соки: сын и внучка от них в восторге. А еще я заготавливаю «пятиминутки». Вы не знаете, что это? Обязательно попробуйте. Яблочки надо порезать меленько, в кастрюльку — и на огонь. Как только начинает закипать, выключить и добавить сахарный песок. Главное, чтобы не кипело, тогда все витамины в яблоках останутся. И сразу закрывать в стерилизованной банке. Зимой, знаете, как хорошо эту баночку открыть? Можно даже просто на хлеб намазать — вкус бесподобный!
В этом году я немного припозднилась, белый налив, например, пропустила. Все до меня сняли. Вообще, сюда приезжают все кому не лень, со всей Москвы. Особенно по выходным, поэтому я стараюсь только в будни собирать. Мои пенсионеры на танцы ходят, йогой занимаются, а для меня это — лучшая йога.
То, что яблоки растут в городе, меня не беспокоит. Одно время здесь собирал урожай интеллигентного вида мужчина. Ему кто-то сказал, что нельзя эти яблоки есть. А он заверил, что их относили на экспертизу, и яблочки оказались совершенно чистыми и очень полезными. Я в это верю.
Новеньким я бы рекомендовала обзавестись палкой с бутылкой, как у нас. Сделать ее совсем несложно, можно прямо на месте. Приходите, идете в ореховые кусты и там ищите палочку подлиннее. Бутылку разрежьте пополам и примотайте горлышко к концу палки тряпкой, чтобы она не скользила. Вот и все. Просто и удобно. Все туристы во все глаза смотрят на это сооружение. Для них это, конечно, диковинка. Правда, наши палки нам приходится прятать. Здесь столько лентяев, которые так и норовят их украсть! Следят, где мы их оставляем, и уносят.
Биолог Владимир Мурашев, заведующий лабораторией биологии развития растений кафедры высших растений биофака МГУ:
- Конечно, лучше собирать яблоки за пределами Москвы. Но в черте города тоже есть места, где они не так сильно подвергаются вредному воздействию.
Обычно я не рекомендую употреблять в пищу плоды с деревьев, которые растут ближе, чем на 250 метров от шоссе или оживленной проезжей части. Что касается Коломенского, там дорога расположена довольно близко. Но само место и обилие растительности на территории нейтрализуют этот негативный фактор. Так что яблоки с этих деревьев достаточно просто помыть — и можно есть. Кстати, яблоневые сады в Коломенском всегда пользовались популярностью у москвичей. И это очень хорошо, ведь в ином случае фрукты бы просто пропали.
Существует убеждение, что с городских яблок нужно срезать кожуру, якобы именно в ней накапливаются вредные вещества. Это не совсем так — если дерево произрастает рядом с дорогой, то его плоды вберут в себя выбросы целиком, очистка не поможет избавить от них. А вот если вы купили яблоки у продавцов, сидящих вдоль трассы, то в этом случае срезать шкурку как раз рекомендуется. Потому что сами фрукты могли быть выращены и за городом, но пока они лежали рядом с дорогой, все самое не полезное как раз впиталось в кожуру.
Если говорить о том, можно ли собирать плоды, которые уже упали с ветвей и лежат на земле, то я отвечу положительно. Единственное, их лучше не употреблять в сыром виде, а использовать, к примеру, для компота. Объясню почему — во-первых, если яблоко упало, значит, оно уже достигло и даже «перешагнуло» период зрелости. При падении плод ударился об землю, а если были осадки, он мог начать преть. Так же, как правило, в них есть червячки, которые, как известно, выбирают самые лучше плоды. То есть внутри плода уже начались определенные процессы, поэтому лучше подвергнуть его тепловой обработке.