Эко столицу угораздило

Город взял курс на «зеленое» развитие

Экология — больное место всех мировых мегаполисов. Грязный воздух, плохая вода, выбросы крупных промышленных предприятий… Москва, к счастью, находится в числе городов, которые успешно борются за сохранение почвы и чистый воздух. Идет большая комплексная работа: улучшается качество бензина, продолжается переход на электротранспорт, реконструируются Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ) и водоочистные сооружения. Столица занимается «зеленым» строительством, не расходует зря воду.

Только такие продуманные действия позволят сделать город не только современным и удобным, но и безопасным для жизни. Все эти экологические аспекты включены в предвыборную программу кандидата в мэры Москвы Сергея Собянина.

Город взял курс на «зеленое» развитие
Автобусный парк Москвы — один из самых молодых и экологичных в мире.

Едем с умом

Понятно, что у Москвы, если она хочет быть привлекательной для жизни, есть только один путь: снижение вредных выбросов в воздух. Если столица не хочет пойти по пути китайских городов, над которыми зависает едкий смог, нужно качественно пересмотреть взгляд на транспортную ситуацию. Подход должен быть комплексным: нельзя просто взять и запретить автомобили в крупнейшем городе страны, где 9 месяцев в году — слякоть и грязь. Поэтому в Москве давно и планомерно идет реформирование транспортного комплекса.

Начнем с того, что Москва стала первым регионом России, где запретили на автозаправках реализовывать топливо низких экологических классов. Так, в 2013 году было введено «табу» на продажу бензина ниже Евро-4, в 2016-м — ниже Евро-5.

— Минимизировались выбросы в атмосферу, потому что плохое топливо — главный источник загрязнения, — рассказал 8 августа на круглом столе кандидат в мэры Москвы Сергей Собянин. — Мы ввели ограничение по въезду в пределы МКАДа машин с двигателями ниже Евро-2. Независимо от того, пассажирские или грузовые автомобили, им запрещено въезжать. Московский нефтеперерабатывающий завод нам помог быстро перейти на Евро-4 и Евро-5, потому что такого топлива в достаточном количестве не производилось.

Город активно занимается обновлением подвижного состава. Замена была кардинальной: вместо машин с двигателями Евро-1 в Москве появился транспорт с двигателями Евро-4 и Евро-5. В результате столичный автобусный парк стал одним из самых молодых и экологических чистых в мире.

— Эколого-ориентированные, абсолютно новые стандарты были введены на транспорте три с половиной года назад, — говорит председатель правления ассоциации «ТАМА» Норайр Блудян. — Они распространились на всю транспортную систему. Мы как специалисты, как представители транспортной ассоциации были участниками этой революции. Мы за счет частных инвестиций приобрели около двух тысяч новых автобусов.

Сами жители тоже подходят к вопросу ответственно, закупая экологически чистые автомобили класса Евро-4 и Евро-5. Раньше их количество составляло менее 30% автопарка. Теперь ситуация изменилась кардинально — их больше 60%. Ситуация получается парадоксальной, но приятной: количество автомобилей растет, а вот выбросы в атмосферу уменьшаются. За 8 лет их количество снизилось на 15% — с 1 млн до 850 тонн в год.

— Количество автомобилей в Московской агломерации растет, — рассказывает директор Центра исследования транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Константин Трофименко. — При этом отходы от автомобилей — диоксиды азота, серы — падают. Парадокс. Почему так происходит? Потому что все стратегические инициативы в транспортной сфере дали свой эффект. Стоит упомянуть платную парковку, потому что движения в поисках парковочного места в так называемом стоповом режиме, когда вырабатывается наибольшее количество выбросов, теперь меньше. Работа общественного транспорта приводит к колоссальному результату, поскольку один автомобиль — это примерно 120 кг выбросов в год.

Система биологической очистки воды открылась на МНПЗ в прошлом году. Фото: Газпром нефть

Огромный вклад в улучшение экологии города вносит развитие общественного транспорта. Если рядом с домом открылось метро или станция МЦК с комфортными поездами, пустили новые быстрые автобусы, то проще воспользоваться ими, чем решать проблему с парковкой.

С 2011 года в Москве было построено 64 станции метро, возрождено городское такси и появился каршеринг. Доля людей, которые пользуются общественным транспортом в час пик, выросла с 62% до 68%. Уменьшение длины пробок прямо сказывается на количестве выбросов: машины стоят в пробке, а значит, вырабатывают вредные вещества. С 2010 года загрузка дорог снизилась на 25%.

Работа продолжается: вектор развития теперь устремлен в сторону электрического транспорта. Правительство Москвы закупает электробусы, которые заменят обычные автобусы с двигателями внутреннего сгорания. Первые электробусы выйдут на улицы уже в этом году, а с 2021 года город вообще прекратит закупать автобусы на бензине. При этом власти поощряют использование личного электротранспорта. В столице действует бесплатная парковка для электромобилей, скоро появится полноценная сеть зарядных станций.

— Основной вектор экологизации транспорта — электромобили, — считает Константин Трофименко. — Сейчас есть хорошие программы поддержки со стороны города, но если посмотреть на мировой опыт, то в некоторых странах мира есть дотации на приобретение электромобиля со стороны государства. Цифры разные — от 5 до 30 процентов. В ближайшие годы городу все равно придется решать задачу выделения инфраструктуры для беспилотников, снабжения датчиками и так далее. Инновации и экология здесь пойдут рука об руку.

Дальше количество личных авто будет только уменьшаться — за счет развития общественного транспорта. К 2023 году в городе будет 1000 км наземного и подземного метро, в том числе больше 400 км Московских центральных диаметров — фактически этот вид транспорта станет наземным метро для Подмосковья. Плюс к тому город сделает ставку на самокаты и каршеринг — в последнем, кстати, могут появиться и электромобили.

На Курьяновских и Люберецких очистных сооружениях провели реконструкцию.

Прозрачность и безопасность

Почти в каждом городе России есть своя проблемная с экологической точки зрения зона. В Москве долгое время таким районом, где жить было непрестижно и опасно, являлась Капотня с нефтеперерабатывающим заводом на своей территории. Однако город приложил максимум усилий, чтобы предприятие стало более экологичным и меньше пугало живущих рядом москвичей. Московский нефтеперерабатывающий завод «Газпромнефть» — крупнейший проект с инвестициями свыше 250 млрд рублей. И вопросы чистоты производства для руководства предприятия — не пустой звук.

— Все жители должны иметь хорошую, достойную экологию в своих районах, — считает кандидат в мэры Сергей Собянин. — Почему мы столько внимания уделяем нефтеперерабатывающему заводу? Чтобы люди, живущие в соседних с ним домах и районах, чувствовали себя с экологической точки зрения не в ущербе, так же, как жители других районов. Над этим надо работать. С учетом колоссальных инвестиций, которые вкладываются в Московский НПЗ, думаю, ситуация там будет и дальше меняться в лучшую сторону.

С 2011 года на заводе реализуется программа реконструкции: внедрен закрытый способ розлива битума, произведен демонтаж старой битумной установки, ликвидированы нефтешлаковые хранилища, закрыты все открытые поверхности испарения, построены механические очистные сооружения с эффективностью до 95%. Кроме того, были реконструированы установки производства серы — внедрена технология грануляции без пыли из запаха.

— За последние полгода мы сократили потребление воды из Москвы-реки более чем на полтора миллиона тонн и продолжим дальше минимизировать воздействие, в том числе забирать из реки такое количество воды, — рассказал главный эколог МНПЗ Юрий Ерохин. — Возвращаем на Курьяновские сооружения более 2 млн тонн. Ключевым моментом для нас сейчас является пуск огромной комбинированной установки «Евро-плюс». Эта установка заменит работу целых 6 установок, которые были построены еще в 50–60-е годы. Ее строительство обеспечит очень большое снижение — по крайней мере на полторы тысячи тонн — по выбросам, и удельное потребление энергии снизится на 11 процентов. Новая установка позволит высвободить 15% площадей, потому что она гораздо более компактна.

Оберегая город

Одним из направлений, которое Москва только начинает развивать, является «зеленое» строительство. Речь идет о домах, которые по классу энергоэффективности будут соответствовать категории В, то есть будут потреблять на 50% энергии меньше, чем обычные дома.

Программа реновации может дать Москве шанс занять достойное место в ряду мировых мегаполисов, занимающихся «зеленым» строительством. В столице уже 10 крупнейших комбинатов, строящих жилые дома, реконструировали свои мощности. В итоге построено 28 энергосберегающих домов, еще 121 здание — в процессе возведения. В «умных» зданиях будет поквартирная система отопления с индивидуальными счетчиками, стеклопакеты в окнах, системы управления, корректирующие подачу тепла в зависимости от погоды, энергосберегающие светильники в холлах и подвалах. В результате и платежи за тепло станут меньше.

— Сегодня экономика больше нацелена на строительство жилья, — говорит советник президента Союза архитекторов России Евгения Муринец. — Через какое-то время она, как в нулевые, вернется к строительству общественных и офисных зданий. Поэтому здания, которые сейчас строятся, должны иметь возможность отреагировать своими конструкциями на эти изменения без изменений самих зданий. Сейчас такой принцип только начинает работать в городах, и есть пожелание его подхватить, разложить на конкретные позиции.

Круглый стол по проблемам экологии.

Наряду с транспортом и другими отраслями энергетика производит меньше всего вредных выбросов в атмосферу. Однако власти города и тут стараются минимизировать вред, наносимый экологии. Московские ТЭЦ уже много лет не используют уголь — и это можно увидеть невооруженным глазом.

— Мы перестали замечать в декабре–январе темную «шапку», которая висела над городом в самые низкие температуры. Это происходило потому, что мы потребляли много газа. При пиковых нагрузках газа не хватало. И в Европе, и в России из-за этого происходили ограничения в газоснабжении, и мы были вынуждены топить наши ТЭЦ мазутом. В последние годы смог исчез. Мы оптимизировали все энергосистемы города, что дало возможность меньше тратить газа и, соответственно, отказаться от мазута, — рассказал Сергей Собянин.

«Мосэнерго» за последние годы ввело семь новых парогазовых блоков мощностью 2,9 ГВт. КПД от них достигает 58,7% против 30% на старых. Начальник службы экологии ПАО «Мосэнерго» Петр Бублей рассказал, что увеличение коэффициента полезного действия говорит о снижении сжигания топлива на 30%, то есть на 30% уменьшаются выбросы в атмосферу, потребление воды и других ресурсов.

— Мощность, которая была создана за этот небольшой отрезок времени, составляет по электричеству 2860 мегаватт — это огромная величина, которая позволяет нам приступить к замещению малоэффективных старых мощностей на наших электростанциях. Сейчас в планах стоит 605 мегаватт, замещение которых начнется уже сейчас. Это еще улучшит ситуацию в Москве в плане экологической обстановки. Строительство ПГУ позволило также сократить выбросы парниковых газов. Выбросы парниковых газов сокращены почти на 5 млн тонн. Выбросы загрязняющих веществ от введения в строй этих блоков сокращены на 6,5 тыс. тонн. Впереди перевод крупнейшей нашей электростанции ТЭЦ-22 с угля на газ. Улучшение экологической обстановки при этом ощутит около миллиона человек, — рассказал Бублей.

Москва провела реконструкцию Курьяновских и Люберецких очистных сооружений. Это крупнейшие природоохранные комплексы мира, которые в лучшие свои годы могли принять до 6 млн куб. м канализационных стоков в сутки. Однако работать рядом с ними было невыносимо из-за запаха фекалий. В зависимости от розы ветров убийственный запах ощущали 2 млн жителей юго-востока города. Власти Москвы эту проблему решили. Специальными крышками в буквальном смысле накрыли 136 тыс. кв. м поверхностей (19 футбольных полей). Реконструировали систему газоочистки и систему очистки воды ультрафиолетом.

— В октябре Сергей Собянин открывал Рублевскую станцию, которая построена с использованием высоких технологий (с применением озона). Она обеспечивает 3 млн человек в Москве чистой питьевой водой, — говорит генеральный директор НПО «ЛИТ» Сергей Костюченко. — Использование озона для очистки воды — мировая практика, которая нашла применение и у нас.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру