Медицинский круглый стол — первый из серии «экспертных» круглых столов, по итогам которых и будет окончательно сформулирована предвыборная программа кандидата. Выдвинуть свои предложения и обсудить ход реформы московского здравоохранения собрались признанные эксперты в своем деле — главные врачи больниц и поликлиник, общественные деятели.
— Для москвичей, пожалуй, самое важное — их здоровье, здоровье их детей, родных и близких, — сказал, открывая круглый стол, Сергей Собянин. — За последние годы мы в здравоохранении достаточно серьезно продвинулись по целому ряду показателей, в том числе и по продолжительности жизни москвичей, вышли на уровень ведущих европейских городов. Тем не менее эта проблема остается чрезвычайно актуальной, нерешенных вопросов там более чем достаточно.
Поликлиническое звено
— Первичное звено — это то, на чем стоит медицина, — отметил главный врач городской клинической больницы имени Жадкевича Александр Мясников. — Если мы вспомним недалекое прошлое, то поликлиники — это очереди, не всегда любезная регистратура… Сегодня поликлиника, конечно, кардинально изменилась. Если бы мне сказали раньше, какое будет стоять оборудование в поликлиническом отделении моей больницы, я бы не поверил сам себе.
Продолжать совершенствовать поликлиническое звено крайне важно, подчеркивает Мясников. Чем внимательнее будет работа с пациентами в поликлинике, тем меньше нагрузка на стационар. Именно поэтому врач предлагает продолжить реконструкцию поликлиник. И в техническом, и в организационном смысле.
— Реконструкцию нужно продолжать, — соглашается Сергей Собянин. — Мы должны составить такую программу, которая бы позволила любому врачу сказать: «А у меня поликлиника хорошо оборудована, оснащена новым современным диагностическим оборудованием, хорошо выглядит, хорошие приемное отделение, регистратура, новый стиль, новая логистика движения пациентов». Это очень важно, потому что, когда мы говорим о равенстве доступа москвичей к качественной медицинской помощи, мы должны понимать это абсолютно конкретно: одинаковое качество обслуживания в любой городской поликлинике, в любом отделении — это очень важно.
Масштаб программы, учитывая размер сети городских поликлиник Москвы, предполагается огромный. «Это стоит колоссальных денег, потому что сеть у нас огромная, — отметил кандидат. — Мы обслуживаем 12 млн москвичей, — отметил Собянин. — Такой сети нет ни в одном городе мира. У нас это единая система, охватывает практически все население».
Самый востребованный специалист в поликлинике — это не кардиолог, не ревматолог, а обычный врач общей практики, заметил Александр Мясников. Однако со сложными случаями все равно приходится работать узким специалистам. И вот организация именно их работы — задача следующего этапа реформы поликлинического звена. Штат поликлиник будет доукомплектован специалистами. Эксперты сформулируют клинические алгоритмы принятия врачебных решений, которые будут введены в ЕМИАС. «Нам очень серьезно нужно подумать над контролем с точки зрения работы врачей узких специальностей, — констатирует Сергей Собянин. — Пока что мы не очень понимаем, почему неделю человек не может попасть к врачу — узкому специалисту. Эту систему нужно доработать так, чтобы она была адекватной. И для пациентов, и для врача, и для управления медициной города».
От диспансеризации к чек-апу
Второе ключевое предложение, которое медики сделали кандидату в мэры, — расширить программу профилактики, раннего обнаружения заболеваний. Прежде всего самых серьезных — сердечно-сосудистых и онкологических. Поднять ее на уровень — а может быть, и уровнем выше — европейских чек-апов. Благо технологии — и информационные, и менеджерские — это уже позволяют.
— Введение чек-апа даст возможность грамотно все расставить: сработает система электронного слежения, и будет ясно, какая у нас структура, — поясняет Александр Румянцев,
генеральный директор Национального медицинскиго исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева. — Это один компонент. И второй компонент — это контроль за диспансерной группой наблюдения. Мы должны эту систему поставить под контроль.
— У нас была кампания, — напомнил Сергей Собянин, — по поголовной диспансеризации. В поликлиники «доводился план» по этим мероприятиям. Более того, этот план отдельно оплачивался из бюджета. К чему это привело? К массовым припискам. Миллионы людей якобы проходили диспансеризацию, но в реальности ничего подобного не было. Поэтому необходимо действовать не кампаниями, но дать людям возможность и при этом пропагандировать это среди людей.
Именно поэтому новый подход к диспансеризации будет персонализированным. В рамках той же ЕМИАС будет разработан специальный сервис, который с учетом пола и возраста подберет оптимальную программу обследования (лабораторные и инструментальные исследования, консультации специалистов) и предложит записаться ко всем необходимым специалистам и на исследования в один клик.
— По сути дела, — рассуждает кандидат в мэры, — мы должны прийти к тому, чтобы у любого пациента был личный кабинет, в котором загружены все данные поликлиники, стационаров, лабораторных исследований. Этот массив должен накапливаться всю жизнь у человека. Конечно, должна быть обеспечена безопасность к доступу такой электронной карты. Она должна быть, иначе мы не «склеим» разные системы даже нашего городского здравоохранения — и эффективность лечения, конечно, будет от этого страдать.
Для создания московской системы чек-апов уже была проанализирована практика других стран, где такая система уже успешно функционирует. С учетом московских ресурсов можно надеяться, что в Москве удастся построить не просто аналогичную, а лучшую в своем классе систему.
Сердце — в приоритете
Третья глобальная цель, которую обозначили Сергею Собянину медики, — радикальная борьба с инфарктами и инсультами, наиболее опасными для жизни и здоровья заболеваниями сердечно-сосудистой системы. У врачей уже есть понимание, как построить «сеть борьбы с инфарктами и инсультами» — нужны политическая воля и организационные усилия со стороны мэрии.
— За последние несколько лет Москва отличилась тем, что Департамент здравоохранения создал так называемую кардиокоманду, рабочую кардиогруппу, и у нас в Москве появилась своя инфарктная сеть, — рассказал главный врач городской клинической больницы имени Юдина Денис Проценко. — В результате летальность от инфаркта миокарда снизилась до 40%. Москва сейчас находится в пятерке городов с самой низкой смертностью по инфарктам.
Вслед за инфарктной должна появиться и инсультная сеть, отмечает Проценко. И здесь важны все этапы сразу: от профилактики и просветительской работы (многие больные не сразу понимают, что с ними произошло, и, скажем, ложатся спать с отнимающейся рукой, а в результате наутро медицина бессильна) до оперативной медпомощи и последующего лекарственного сопровождения. Помощь города врачам потребуется в том числе, чтобы оперативно обновлять списки лекарств и других материалов для госзакупок. Это даст возможность применять последние, самые эффективные методики мировой практики.
Уже сейчас в каждой поликлинике созданы специальные кабинеты, где москвичи могут получить всю необходимую информацию о том, как предупредить инфаркт и инсульт, оценить риск его развития и распознать первые признаки заболевания.
— У нас есть серьезный опыт работы, потенциал, прекрасные врачи и медсестры, — подытожил Сергей Собянин. — Так что у нас есть уверенность, что московское здравоохранение в ближайшие годы сделает еще один серьезный, качественный шаг вперед.