Ребята в образовательном центре «Патриот» преодолели «экватор». Именно так называют они середину своего отдыха. Сегодня они проходят контрольно-туристический маршрут в рамках образовательной программы «Школа безопасности». «Патриот» — это одна из баз Департамента образования города Москвы, где дети из московских школ могут совершенно бесплатно посетить образовательную программу как на летних каникулах, так и в течение всего года.
В ходе эстафеты юным спортсменам предстоит пройти 13 этапов. В командах разновозрастные дети и подростки, а начинает эстафету самый быстрый — тут формируются командный дух и чувство локтя. Испытания не самые сложные, но очень занимательные: в зоне старта полоса препятствий и лабиринт, также ребятам нужно пройти веревочный конкурс, самим установить палатку и многое другое. Полоса препятствий длиной 2 км, ее нужно пройти не только быстро, но и с минимальными нарушениями. Маршрут проводят педагоги Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара.
Марк Судачков из ГБПОУ КГТиТ №41 в «Патриоте» в первый раз приехал на неделю, но впечатлений уже хоть отбавляй:
— Меня больше всего поразило то, что здесь очень общительные ребята, подходят знакомиться даже из других отрядов. К вожатым мы относимся не как к учителям, а как к друзьям. Я уже прошел туристический маршрут, и самое сложное для меня было завязать узел. Но меня научили это делать, а также здесь я понял, как правильно обращаться с волейбольными и футбольными мячами, и узнал разницу между ними. Днем у нас очень много занятий, а вечером все вместе встречаемся у костра и проходит «свечка». Это когда все ребята рассказывают другим, что с ними произошло за день, о своих удачах и неудачах, а другие их поддерживают.
Пока одни постигают мастерство туризма, другие школьники посещают различные занятия. По словам директора Дворца творчества детей и молодежи им. А.П.Гайдара Надежды Кураниной, в летней смене школьникам предлагают на выбор четыре направления: личностный рост, информационно-медийное образование, формирование гражданской позиции и военно-патриотическое воспитание. Ребята посещают занятия по вокалу, танцам, языку жестов, компьютерной грамотности и даже учатся продвигать свои странички в Инстаграме.
— Я пошла на занятия по 3D-моделированию и сборке компьютеров, — говорит хрупкая Варвара из школы №393. — Я научилась собирать компьютер, чинить материнскую плату. Многие говорят, что это занятие не для девочки, но я так не считаю. У меня дома три старших брата — компьютерщика. Сейчас один из них ушел в армию, а дома сломался компьютер. Приеду — обязательно починю. А вообще, я увлекаюсь еще регби и хочу стать ветеринаром.
Ее подружка посещала творческие занятия по танцам:
— Я здесь уже третий раз. Когда мне предложили поехать сюда на неделю, я была просто счастлива, — говорит Дарья Темникова из школы №2121. — Мы с подругой выучили танец в стиле хип-хоп. Теперь ходим и танцуем везде: на площадке, в корпусе, ну и на сцене — это само собой. Ребята нам аплодируют, а мы их веселим. Это очень здорово, когда твой талант признают окружающие люди.
В каждом отряде работают по двое вожатых. Причем один из них более опытный, а вторым может быть бывший воспитанник, недавно окончивший Школу вожатых.
Так, Али работает в паре с Лерой. Несмотря на молодость, он уже опытный вожатый, помогает девушке советами.
— У нас здесь ребята живут по строгому распорядку дня, — говорит вожатый Али Аль-Мохамед. — Подъем в 8 утра, потом зарядка, завтрак, работа по дружинам и тихий час. Да, ребятам нужно время, чтобы отдохнуть, — таков режим. Потом ребята посещают мастер-классы. По вечерам часто бывают спектакли, в конце дня — костер.
Ребята меня слушаются, я ведь вожатый, хотя не все сразу привыкли к такому режиму. Это хорошо, что в отряде двое вожатых: мне с парнями решить какие-то вопросы легче, ну а девчонки больше к Лере обращаются.
По словам организаторов, в первой части отдыха ребята будут готовить свое мероприятие, которое покажут на закрытии. Секреты пока держат в тайне, и каждый отряд хочет стать лучшим.
В образовательном центре «Патриот» в этой смене отдыхают ребята из Российского движения школьников. Эта организация была создана в 2015 году, и сейчас у нее есть отделения во всех регионах страны. Вступить в РДШ может любой желающий, главное — быть активным, посещать кружки, участвовать в волонтерской деятельности. Такие ребята получают возможность ездить на обучающие и развивающие смены в различных детско-юношеских спортивных и образовательных центрах. Председатель Российского движения школьников летчик-космонавт Сергей Рязанский отметил, что их смена — это возможность воспитать в детях хорошие качества.
— Лучшее для ребят — это личный пример. В детстве я не мечтал стать космонавтом, а в 1-м классе даже не был допущен к учебе по состоянию здоровья. Я хотел получить профессию ученого-биолога и даже окончил биофак МГУ. Но потом появилась мечта полететь в космос. Я стал бортинженером, а потом и командиром космического корабля. В жизни можно всего добиться, если идти к своей цели и трудиться. Сейчас я возглавляю Российское движение школьников и уже не полечу в космос, так как совмещать два дела не получится. К нашему движению уже присоединилось 8 тыс. школ по всей России.
По словам Рязанского, РДШ — единственная государственная организация в стране, которая обратила внимание на воспитательный компонент. С 1 января этого года в педвузах появился предмет «Основы вожатской деятельности» с практикой на 3-м курсе. 46 вузов присоединятся к нему с 1 сентября. А это говорит о хороших перспективах развития института вожатых как в школах, так и в детских лагерях.
— Главная наша задача, — говорит Сергей Рязанский, — сделать так, чтобы ребята поняли, что жизнь — это интересная штука. В Москве и Санкт-Петербурге возможностей у детей больше, поэтому для нашей организации важно работать в регионах и сельских школах, где родители не могут отправлять детей на отдых, а мы им это организуем. В детском движении нельзя придерживаться формализма, а нужно сделать так, чтобы участвовать в нашей организации было модно и престижно. Это движение возможностей на одной электронной платформе, куда могут писать люди из регионов и предлагать свои идеи, которые впоследствии мы реализуем на федеральном уровне.
Интересно, что в конце смены проходят традиционные «обнимашки». Это когда каждый участник говорит теплые слова своим друзьям и вешает каждому из них на шею ниточку в знак объединения. И даже если ребята из разных школ живут в отдаленных друг от друга районах, у них всегда есть возможность встретиться: приехать снова на образовательную сессию на эту или другую площадку Департамента образования города Москвы в дни летних каникул.