1030‑летие крещения Руси отметят уникальным перезвоном колоколов

Секреты и традиции храма на Ваганьковском

28 июля в полдень над всей Москвой — да что Москвой, надо всей Россией будет стоять колокольный перезвон. В 12.15 в честь торжественной даты — 1030‑летия крещения Руси — раздадутся праздничные переливы. А если вы окажетесь в Пресненском районе Москвы, непременно послушайте звон колоколов храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище. Набор его колоколов был отлит совсем недавно и пришел на смену другому, довольно «импровизированному», в котором были даже сигнальные колокола из пожарных частей.

История этого разношерстного ансамбля уводит нас еще дальше — он появился в храме только в 1990‑е годы, а до того колокольня долгие годы пустовала. Так, впрочем, тоже было не всегда...

Корреспондент «МК» узнал детали долгой и непростой истории храма на знаменитом столичном некрополе и отправился на подмосковный литейный завод, до сих пор хранящий старые русские традиции отливки колоколов.

Секреты и традиции храма на Ваганьковском
Восковые детали орнамента колокола на литейном заводе отливаются в специальных формах, а затем вручную дорабатываются уже на модели.

Храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище имеет уникальную судьбу: он оставался открытым для верующих даже в годы советской власти, когда гонения на веру достигли своего апогея. По словам игумена Петра (Еремеева), наместника Высоко-Петровского мужского монастыря, к которому приписан Ваганьковский храм, в период 20‑х годов прошлого века церковь все же серьезно пострадала: большую часть святынь (иконы, ризы и утварь) изъяли из храма, и тогда же безвозвратно пропал старый ансамбль колоколов.

— Когда храмы закрывали, колокола с их звонниц всегда снимали, чтобы колокольный звон как символ очевидного присутствия церкви в городском пространстве максимально нивелировать, — говорит игумен Петр. — Даже если храм оставался действующим, прохожие часто даже не понимали этого. После революции и до 30‑х годов почти все колокола в московских храмах были сняты и уничтожены — то же самое произошло и на Ваганькове.

Только в 90‑е годы у священнослужителей появилась возможность возобновить звоны, и духовенство сразу приобрело для ваганьковской звонницы несколько колоколов. В старый набор храма Воскресения Словущего входили колокола небольшого веса, которые относились к разным историческим эпохам и предназначались для разных целей. Там были дореволюционные церковные колокола, церковные колокола современного литья (примерно 90‑х гг.) и колокола вообще нецерковного назначения — например, сигнальные, которые использовались в пожарных подразделениях и на железнодорожных станциях.

— Ансамбль колоколов, собранный в 90‑е годы, конечно, не соответствовал ни объему колокольни, ни возможностям развеса, — рассказывает игумен Петр. — Кроме того, они едва ли озвучивали даже территорию, непосредственно прилегающую к храму, хотя задача колокольного звона — это сопровождение богослужений, совершаемых в церкви, в том числе отпеваний, панихид и погребений на самом кладбище. В частности, звон сопровождает погребальную процессию, но звук колоколов 90‑х не был слышен уже на расстоянии 300 метров от храма, не говоря уже о дальних участках зеленой зоны.

Решив возобновить звоны, священнослужители повесили в храме объявление о сборе средств на отливку нового набора колоколов. Наряду с прихожанами свой вклад внесли и российские меценаты.

...Под крышей длинных промышленных ангаров не утихает шум работы, и даже сам шум тут необычный: ворчание инструментов смешивается с мелодичным гулом, когда мастера обрабатывают поверхность готовых колоколов. Завод располагается в черте подмосковного Жуковского: здесь его работники шаг за шагом воспроизводят непростую технологию создания колоколов — плавят и заливают в формы воск для узоров и икон, переносят получившиеся рельефы на «чистую» модель колокола и снимают форму с этой модели. В двухчастную форму (часть для внешней и часть для внутренней поверхности колокола) заливают металл: традиционно это бронза — сплав меди и олова. Извлеченный из формы колокол очищается от формовочной смеси, прочеканивается и полируется, приобретая законченный вид.

Колокольные формы покрыты сажей от высоких температур: в них заливают оловянистую бронзу — сплав меди и олова.

По словам руководителя завода Олега Грицаенко, колокола здесь создаются по традиционным профилям русских мастеров XVII–XIX веков: благодаря этому для ваганьковского храма удалось создать ансамбль, соответствующий по звучанию колоколам дореволюционного литья.

— Когда есть архивные данные о колоколах, которые когда-то были в храме, — рассказывает Грицаенко, — можно попытаться создать нечто подобное. Но сведений о колоколах, которые были на Ваганькове до революции, не сохранилось. Кроме того, чтобы воспроизвести старые «голоса» храма, необходимо понимание того, по каким профилям эти колокола отливались: даже если есть информация о весе колокола, этого недостаточно, для того чтобы его повторить. Изготовленные нами колокола вполне соответствуют исторической эпохе храма Воскресения Словущего, и с их помощью можно приблизить «голос» храма к историческому.

Первоначально мастера-литейщики собирались только дополнить имеющийся в храме набор колоколов: на момент начала работы в храме их было двенадцать, и десять из них попали на завод для реставрации. Старый ваганьковский набор был не только не подобран по звучанию — некоторые из его дореволюционных колоколов имели сколы и трещины.

— Имеющиеся в храме колокола были развешаны хаотично, — объясняет Грицаенко, — а их языки не соответствовали их весовым и размерным параметрам — именно правильная комбинация язык — колокол позволяет добиться оптимального звучания. Мы должны были проверить все имеющиеся колокола и подобрать к ним новые языки, а затем достроить набор. В процессе работы мы поняли, что более качественным решением станет создание нового набора, нежели дополнение старого, тем более что там были только колокола небольшого веса.

В православных звонах колокола делятся на три группы: есть тяжелые колокола — благовестники, есть средние по весу подзвонные колокола и самые маленькие — зазвонные. После того как для Ваганькова были отлиты благовестники, их было решено дополнить новыми же колоколами меньшего размера, а старые колокола, приведенные в порядок, были возвращены храму.

Временный пульт для звонаря у храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище.

— Набор, который мы в итоге отлили, — говорит Грицаенко, — включает три благовестника, самый большой из которых весит 104 пуда (один пуд равен 16,3 кг. — Н.С.), шесть подзвонных колоколов и три малых зазвонных колокола.

Основная часть старых колоколов будет перенесена в Андреевский флигель Ваганьковского кладбища (он находится у главного входа в некрополь). Еще два серьезно поврежденных дореволюционных колокола станут частью исторической экспозиции: их установят у входа в храм Воскресения Словущего. По словам игумена Петра, в настоящий момент готовы все колокола, необходимые для храмового ансамбля. Новый набор позволяет исполнять все традиционные колокольные звоны: венчальные и погребальные, праздничные и воскресные. До момента освящения колокола будут находиться у входа в храм: там установлен временный пульт для звонаря, который позволяет сопровождать звоном все богослужения. Это редкая возможность рассмотреть вблизи целый колокольный набор, который уже совсем скоро поднимется на звонницу и почти скроется от чужих глаз. Впрочем, желающих сделать свой вклад в историю храма оказалось столько, что к существующему на данный момент основному набору колоколов присоединится еще несколько «нот».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27742 от 28 июля 2018

Заголовок в газете: Правила хорошего звона

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру