Конечный пункт для поездов, следующих в юго-западном направлении от Москвы – до Брянска, был обустроен еще в 1899 году. Однако уже через несколько лет приняли решение возвести вместо простенькой одноэтажной постройки монументальное здание вокзала. Проект в стиле неоклассицизма подготовили известные архитекторы И. И. Рерберг и B. К. Олтаржевский, а конструкцию дебаркадера – ажурного перекрытия над вокзальными путями, – создал гениальный русский инженер В. Г. Шухов. Строительные работы начались в 1914 году и были завершены уже после революции.
Первый поезд отправился от перрона нового вокзала 18 февраля 1918 года. А еще 16 лет спустя вокзал переименовали: начиная со своего «рождения» он был Брянским, а отныне стал Киевским.
По случаю векового юбилея вокзального чудо-здания, являющегося архитектурным памятником выдвинуто предложение «освободить его от занимаемой должности».
Вот какое обращение подготовил фонд, возглавляемый правнуком знаменитого русского инженера Владимиром Федоровичем Шуховым:
«Фонд развития науки, культуры и искусства «Шуховская башня» предлагает создать Шуховский центр оборонной техники и инженерного искусства в историческом здании Киевского (Брянского) вокзала с переносом нового Киевского вокзала в зону Третьего транспортного кольца и Московского центрального кольца с постройкой жилых кварталов на земле, освобожденной от железнодорожных путей.
В случае демонтажа основной части железнодорожных путей от существующего здания вокзала до Московской кольцевой железной дороги, на освободившейся территории в районе станции Кутузово на площади 20-30 гектар возможно строительство нового здания Киевского вокзала. На остальной территории площадью более 100 гектар разумно строительство жилого квартала повышенной комфортности...»
Фонд «Шуховская башня» продвигает идею открытия в здании Киевского вокзала выставочного центра имени В. Г. Шухова уже на протяжении нескольких лет. Руководители фонда обращают внимание на то, что в западной Европе и Японии существует практика переоборудования старых железнодорожных вокзалов в музеи и выставочные комплексы: музей Орсэ в Париже, Немецкий технический музей в Берлине, Tokyo Station Gallery. Между тем в центре Москвы нет выставочных пространств, демонстрирующих различные инженерные достижения. Сам по себе Киевский вокзал является уникальным музейным экспонатом, благодаря стальным конструкциям В. Г. Шухова: пространство над платформами перекрывает огромное остекленное арочное покрытие, имеющее форму параболы. Его длина – 321 м, ширина пролета – 48 м, высота – 28 м.