Москва резиновая: на столичных тротуарах скопились тонны жвачки

Второй по популярности мусор не только создает неудобства людям, но и чрезвычайно опасен для птиц

Второй по «популярности» мусор во всем мире — жвачка (первый — сигаретные окурки). И Россия, увы, ничем не отличается от остальных стран. Активисты города Сочи в начале этого года провели занятный эксперимент: подсчитали всю жвачку, выплюнутую на курортный асфальт. Получилось ни много ни мало 17 тонн. Корреспонденты «МК» тоже решили пойти на липкое дело и выяснить, сколько успели нажевать и наплевать на улицы города москвичи и гости столицы.

Второй по популярности мусор не только создает неудобства людям, но и чрезвычайно опасен для птиц

Резинку порой и заметить-то на асфальте сложно: со временем она становится похожа на обычный белый камушек. Но стоит подковырнуть кругляшок — и оказывается, что это не что иное, как жвачка, наглухо прилипшая к тротуару. И, к сожалению, мы как-то смирились с тем, что в липких пятнах дороги, пешеходные улицы, лестницы, лавочки. А уж возле станций метро и остановок общественного транспорта асфальт и вовсе далматиновый...

— Да кто ее каждый день отскребает, вы что? — усмехается дворник в одном из районов на севере города. — Спина сломается так пахать. Если метлой можно смахнуть — смахну. Ну иногда выдают типа поскребков, но так...

Дворник машет рукой и скрывается в утреннем тумане. Что ж, если блюстители чистоты отказываются брать на себя грязную работу, сделать это придется корреспонденту «МК». Специальный строительный шпатель мы брать не стали: вооружились обычными ножницами. На небольшом двадцатиметровом участке во дворе улицы Костикова удалось насчитать сразу 16 жвачек. А может, их и больше — белые пятна мимикрируют под случайные камни в асфальте, так сильно они втоптаны. Пока не ковырнешь — и не догадаешься, что под ногами. А ковырять липкую резинку — задача для терпеливых и не брезгливых. Сидишь себе, ножницами орудуешь...

— Вы что тут делаете?! — возмущается мимо проходящая местная бабулька. — Что у нас там такого под асфальтом? Зачем вы его нам портите! Там трубы какие-то, что ли?

А вообще каждый второй прохожий считал своим долгом узнать, зачем нам сдалась эта липкая гадость, бывшая в употреблении... Помочь или посодействовать в нашей экологической борьбе не решился никто. Хотя помощь была бы кстати: очистка пятачка два на два метра заняла у нас около 15 минут.

По-настоящему свое мастерство дворники могут проявить возле входов на станции метро или у остановок. Смешно и грустно: на остановке по улице Красная Пресня за слоем жвачки и асфальта-то толком видно не было... Урна по соседству пустовала. Почему бы не выбросить мусор в нее — загадка. Для статистики: при подсчете выброшенных пластинок-подушечек жвачки мы сбились где-то на тридцатом экземпляре...

Повторит ли Москва рекорд Сочи? Активисты движения StopGum проводили подсчеты так: в год один человек жует примерно 336 граммов жвачки (1 резинка весит 1,4 грамма). По их мнению, 5% жвачки выплевывается мимо урны. Население Москвы — 12 миллионов человек. Умножаем и делим: получается, что москвичи выплевывают около 201,6 тонны в год. Многовато... Тем не менее эта цифра, скорее всего, близка к реальности.

Эксперт-аналитик «ФИНАМ» Алексей Калачев рассказал «МК», что, по оценкам компании Wrigley, продукция которой занимает примерно 65% российского рынка жевательной резинки, средний россиянин покупает жвачку 6 раз в год.

— В Москве свыше 12 млн жителей, а всего в столице ежедневно пребывает больше 20 млн человек. Это дает нам оценочное количество продаж в 120–150 млн упаковок в год. Согласно другим данным, емкость российского рынка жевательной резинки составляет 20 тысяч тонн в год, в том числе московского рынка — 2,5–3 тыс. тонн в год, — уточнил эксперт.

Если допустить, что мимо мусорки летит хотя бы 5%, то к московскому асфальту прилипает около 150 тонн жвачки в год. Понятно, что никто не занимался практическим подсчетом прилипшей резинки, и реальная цифра где-то сильно посередине. Есть чистые дворы, есть вовсю заляпанные дороги.

— Пока жвачка мирно лежит на тротуаре, никто не будет ее отскребать и взвешивать, а уберут ее вместе с асфальтом, — говорит эколог Виктор Зубченко. — Мало кто знает, но жвачка представляет большую опасность для птиц: они принимают ее за хлеб и глотают. В результате клюв слипается, и птица погибает голодной смертью. Но это если речь идет о «свежей» резинке, а не о той, что налипала на тротуаре годами.

Если задаться целью и отскрести все столичные улицы, на это (по нашим средним подсчетам) уйдет 2 тысячи дней беспрерывной работы (одного человека). Существует американская технология очистки, занимающая всего 15 секунд: жвачку очищают паром в 300 градусов, а потом просто уничтожают специальным химическим реагентом. Российский аналог такого турбореактивного растворителя стоит около 500 рублей. А может, нужно просто перевоспитать москвичей?

— Существует теория разбитых окон: если городская среда изначально располагает к анархии и разрухе, значит, и царить в городе будут анархия и разруха, — объясняет психолог Сергей Иванов. — Если двор чистый, то и плеваться там будет не по себе. Но если территория оплевана, люди продолжат гадить и дальше.

По мнению урбаниста, кандидата юридических наук Ивана Медведева, со жвачкой в рамках российских реалий можно бороться разными способами:

— Если брать всего одну пластинку раз в два дня, в год вы будете генерировать 700–800 граммов такого рода мусора, что выливается в сотни тысяч тонн ежегодно. Мэр Лондона Борис Джонсон в свое время посвятил этому отдельное выступление: город тратит 1 английский фунт стерлингов на очистку квадратного метра тротуара. В качестве юридических решений мне известны только варианты законодательных запретов на импорт и продажу жвачки: так делали в Сингапуре. Как вариант можно вводить ограничение продажи жвачки в определенных городских зонах, скажем, достопримечательных местах или на территориях объектов культурного наследия.

Более интересным кажется вариант разработки жевательной резинки, которая не будет так жестко прилипать к разным поверхностям. И сможет сметаться как обычный мусор. Такие исследования ведутся. Были даже несколько модных стартапов в этой сфере.

Еще одно интересное решение, предложенное Медведевым, — превратить жвачку в стрит-арт: «Британский художник, Бен Уилсон, прославился как раз тем, что предложил технику рисования на прилипшей жвачке. Поверхность рисунка покрывается стойкими субстанциями на основе акрила и может держаться несколько лет. Это уже не мусор, а стрит-арт».

Мусор или стрит-арт — но решать проблему надо. Даже если исключить экологический да и просто эстетический подход. Ведь жвачка, налипшая на подол платья, подошву обуви, беззаботно поставленную на тротуар сумку, портит каждый день настроение сотням, если не тысячам москвичей и гостям города. И создает не лучшее впечатление о нашей столице.

А как у них?

Самая строгая «антижвачная» страна — Сингапур. За ввоз, употребление, продажу резинки там можно заплатить 500 сингапурских долларов — около 20,5 тысячи рублей.

В Германии желающим выплюнуть жвачку на асфальт придется отдать 35 евро (дешевле просто плюнуть за 25 евро).

В Китае такое же удовольствие стоит 6 долларов.

Англичане запланировали обложить «верблюдов» штрафом в 50 фунтов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27420 от 19 июня 2017

Заголовок в газете: Липкое дело

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру