Николай Николаевич (младший) — дядя Николая Второго. В начале Первой мировой войны, в 1914–1915 годах, он командовал всеми сухопутными и морскими силами России, а потом, вплоть до Февральской революции, был наместником на Кавказе. В армии его прозвали Лукавым, а в многочисленной царской семье именовали Николашей. В 1919 году вместе с семьей великий князь эмигрировал, жил в Каннах, а после смерти в 1929 году там же был и похоронен.
Вопросы организации перезахоронения обсуждали в Госдуме на первом заседании Межведомственной рабочей группы. Ее глава Сергей Нарышкин напомнил: речь идет о переносе праха в часовню в честь Преображения Господня на Братском воинском кладбище в Москве. «Родственники великого князя Николая сохранили предание, что его последняя воля — когда-нибудь быть похороненным на родной земле, рядом со своими солдатами», — сказал спикер Госдумы. «Почти полтора года шло обсуждение всех аспектов — и юридических, и финансовых, искали место. В октябре я доложил президенту, по его поручению правительство создало межведомственную группу», — продолжил г-н Нарышкин. По его словам, главная цель — «восстановить одно из давно забытых имен нашей истории».
Начальник Аналитического управления Госдумы, ответственный секретарь Российского исторического общества Андрей Петров рассказал корреспонденту «МК», что заняться этой темой спикера побудило обращение Николая и Дмитрия Романовичей, прямых потомков Николая Первого: двоюродных правнуков великого князя. (Николай Романович недавно умер.) Братья написали г-ну Нарышкину, потому что он возглавлял оргкомитет по подготовке к 100-летней годовщине начала Первой мировой войны. «Они — ближайшие родственники Николая Николаевича, и для французских властей при выдаче разрешения на перезахоронение их мнение имело решающее значение», — сообщил г-н Петров.
Посол России во Франции Александр Орлов заверил: все организационные вопросы «в целом решены». По словам дипломата, накануне он узнал, что «в развитие беседы Владимира Путина с президентом Франции Франсуа Олландом французы вернулись к вопросу о проведении церемонии и в Париже и дали согласие на проведение экуменической церемонии в церкви Святого Людовика». (Экуменические церемонии проводятся, если в богослужении принимают участие представители разных христианских конфессий.)
Французы повторили, что воинские почести Николаю Николаевичу во Франции оказаны быть не могут, поскольку «они уже отдавались во время его первого захоронения в Каннах 8 января 1929 года», пояснил г-н Орлов (главнокомандующего армии России, союзницы Франции по Антанте, хоронили торжественно). Но оказать ему воинские почести еще раз в России ничто не мешает, и это будет сделано (Минобороны в рабочей группе представляет замминистра Николай Панков).
Вопрос о присутствии на церемонии французских официальных лиц будет решен после определения даты мероприятия. Это, видимо, произойдет в 2015 году.
Руководитель Департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский рассказал, что Братское воинское кладбище на Соколе хорошо известно и часто посещается членами общественных организаций, занимающихся историей Первой мировой войны и белого движения. «Часовня в хорошем состоянии, захоронение там возможно», — заверил столичный министр, но «предстоит проработать некоторые детали»: например, решить, будет ли саркофаг точной копией того, что в Каннах.
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, митрополит Волоколамский Илларион предупредил «о сложностях, которые могут возникнуть». Дело в том, что крипт храма Архангела Михаила в Каннах «является объектом судебного спора между тремя церковными юрисдикциями». Одна из них — эмигрантская Русская православная церковь за границей, которая с 2007 года стала самоуправляемой частью Русской православной церкви. «Настоятелем храма был архиепископ Варнава, потом его лишили сана, а новый священник не смог приступить к исполнению обязанностей, потому что прихожане его не признают», — поведал митрополит. В итоге храм закрыт, богослужения в нем не совершаются.
«Мне же вроде докладывали, что все юридические вопросы урегулированы», — обратился к г-ну Орлову спикер Госдумы. Посол, а за ним и замглавы МИДа Алексей Мешков заверили, что с французскими властями — да.
По сведениям «МК», финансирование мероприятий по перезахоронению будет осуществляться частично за счет бюджета, а частично — за счет средств спонсоров.
Сценарий церемонии уже готовит государственный герольдмейстер Георгий Вилинбахов.