Всю кремлевскую монашескую братию выселили из Кремля в 1918-м, вскоре после того, как сюда переехало из Петрограда советское руководство. Как вспоминал первый «красный» комендант матрос Маликов, «больше всего хлопот и неприятностей доставляли мне монахи и монахини, так и сновавшие по Кремлю в своих черных рясах... Вот тут и охраняй Кремль от проникновения чуждых элементов!» Выселение состоялось с одобрения Ленина. Больше 10 лет после этого уникальные монастырские постройки использовались в качестве подсобных помещений. В Чудовом, например, размещался какое-то время кооператив «Коммунист», в древнем корпусе келий оборудовали лудильную мастерскую. Некоторые постройки приспособили для нужд расквартированной в Кремле школы военных курсантов имени ВЦИК, которые несли охрану всей цитадели: например, в подвале под алтарем Алексеевского придела в 1922-м была оборудована библиотека-читальня, а Екатерининскую церковь соседнего Вознесенского монастыря в 1923 году отдали под гимнастический зал...
Естественно, все это – в ущерб памятникам истории,произведениям искусства. Лишь небольшая часть икон, скульптур, отдельные резные иконостасы были и этих монастырей вывезены в другие храмы, в музеи, остальное арварски выбрасывалось на помойку, уничтожалось... А в 1929 году решено было уничтожить и сами монастырские здания, чтобы возвести на их месте специальный корпус для размещения школы кремлевских курсантов (позднее здесь размещался аппарат Президиума Верховного Совета СССР).
Как рассказывал «МК» старый московский архитектор Олег Великорецкий, сперва собирались храмы и здания келий разобрать «вручную». Однако старая кладка почти не поддавалась ударам ломов. Чтобы ускорить процесс, приняли решение взрывать. Опытных саперов не было, так что пришлось действовать методом проб. Самые могучие удары динамита были направлены на обрушение главного собора Чудова монастыря.
«Благоустроители кремлевской территории» уничтожили лишь наземные постройки. Древние подвалы остались в основном нетронуты. При последующем сооружении нового корпуса (его возводили по проекту И. Рерберга в 1932-34 гг.) некоторые из этих подземелий капитально переоборудовали.
От ветерана Всесоюзного института авиационных материалов (ВИАМ) Николая Склярова довелось слышать рассказ о том, что в подвале под новым зданием Военной школы имени ВЦИК был оборудован тир, где тренировались в меткой стрельбе сотрудники кремлевской охраны. Чтобы обезопасить соседние с тиром помещения, в 1939 году потолок и стены этого секретного «бункера» было приказано защитить листами самой качественной брони. Пригодился разработанный специалистами бронелаборатории ВИАМ особо прочный сплав.
Путеводитель 1910 года сообщает о существовании под собором Чудова монастыря целой системы подземных помещений. «Подвалы белокаменные, двухэтажные, с отдельными входами. Верхний подвал имеет слабое освещение через малые оконные просветы, нижний же совершенно темный, недавно открытый во время производившегося ремонта... Полагают, что именно здесь был заключен Патриарх Гермоген... При открытии подвала в нем найдены железные вериги и несколько человеческих черепов и костей...»
На территории уничтоженных кремлевских монастырей находилось также немало старых захоронений. Лишь некоторые были при ликвидации перенесены в другое место (например, останки великих княгинь и жен российских царей, погребенных в Вознесенском монастыре перенесли в пристройку к Архангельскому собору). Остальные захоронения просто уничтожили или сровняли с землей.
Известный московский краевед Петр Паламарчук в своей книге «Сорок сороков» упомянул об услышанной от одного из сотрудников кремлевских музеев советского времени истории о том, как в 1985-м при рытье траншеи рабочие случайно наткнулись на склеп Великого князя Сергея Александровича, взорванного террористами в 1905 году, и похороненного в подклете одного из храмов Чудова монастыря. «Откопали две камеры, во второй из которых стоял гроб с серебряными накладками, Вскрыли его и обнаружили облаченные в полуистлевший мундир останки тела, собранного из кусков после убийства. Взявши в музей только серебро, остальное не стали окончательно разрушать, а вновь закрыли и засыпали землей – до будущих поколений.»
Что ж, теперь настало время вернуть из небытия это захоронение трагически погибшего представителя царской династии. А вместе с ним отыскать еще и другие уцелевшие под землей старые постройки и захоронения.
***
Что же предлагает Президент? По его замыслу, одновременно с восстановлением монастырей реально будет пройти через Кремль насквозь. Вот мы и решили попробовать проникнуть в святая святых государства российского тем путем (ныне недоступном), которым вскоре может воспользоваться каждый. Представьте, что вы на Красной площади. Перед вами — Спасская Башня с курантами. Идем прямо к ней. Праздничные Спасские ворота Кремля по большому счету впервые за многие столетия распахнутся настежь. Пропускать внутрь будут, правда, через боковой вход — иначе, пожалуй, пришлось бы просить посетителей снимать шапки или бить поклоны...
- Через Спасские ворота всегда исторически был ограничен вход, - поясняет наш высокопоставленный собеседник в Кремле. - Там ведь икона, место считается святым. В 1648 году даже вышел указ Алексея Михайловича, что входить через них можно только спешившись и с непокрытой головой. Тех, кто не снимал шапок, заставляли класть 50 поклонов. Но и тогда уже люди входили через проход сбоку, а не прямо по центру ворот. Этот боковой проход в общем-то сохранился (немного в другом виде) до наших времен. Именно через него сейчас заходят в Кремль те, кто здесь работает. В будущем через него будут пускать туристов и вообще всех желающих.
Разумеется, на входе будет стоять, как и сейчас, караул. Постовые предложат посетителям Кремля пройти через рамки. А случае, если служивые чего-то заподозрят, могут попросить предъявить документы и раскрыть сумку. Собственно, это и будет единственной видимой мерой охраны. «Видимой» — потому что чем более открытым становится Кремль для обывателей, тем более тщательно он охраняется незримой для них ФСО.
Если сейчас, проходя через Спасские ворота вы видите угол того самого 14-ого корпуса (участь которого фактически решена), то потом будете лицезреть стену Вознесенского монастыря. Прямо за ним будет располагаться Чудов монастырь. Вход в них будет совершенно свободным.
- Поскольку оба монастыря — и Вознесенский и Чудов — будут новой постройки, то музеями они, скорее всего, не будут являться, и покупать билеты сюда не будет нужно, - предполагают в Администрации президента. - На самом деле оба монастыря занимали довольно большую площадь. И если они будут восстановлены именно в том месте, где стояли, и именно в тех же пропорциях, то между ними практически не будет свободного пространства. Потому где будет располагаться сквер, о котором заявил мэр Москвы — не совсем понятно. Не исключено, что под сквером подразумевалось несколько лавочек для отдыха в обрамлении двух десятков деревьев. Кстати, на старинный гравюрах, которые есть в запасниках музеев Московского Кремля видна крошечная зеленая зона между монастырями.
Как бы то ни было, минуя Чудов монастырь, посетители попадут прямо на Ивановскую площадь, выйдут к царь-пушке и царь-колоколу. И уже оттуда по существующему сейчас тротуару спокойно пройдут вправо к другому выходу — через Кутафью башню.
- Тут, собственно, ничего не изменится — этим же маршрутом туристы ходят и сейчас, - продолжает наш эксперт. - Расширять пешеходную зону тоже не будут. Вряд ли поток людей увеличится на столько, что это потребуется.
Точно также как зайдя через Спасскую башню можно будет выйти через Кутафью, можно будет сделать и наоборот (зайти через Кутафью и выйти чрез спасскую). Скорее всего расширят пункты пропуска, но это не представляет большой сложности. Все помнят, как в прошлом году быстро был пристроен входной комплекс к Кутафьей башне и теперь там практически никогда не бывает очередей.