«Зона досмотра. Производится досмотр личных вещей и багажа пассажиров» — стикер на входной двери станции метро «Добрынинская» загодя предупреждает пассажиров о новейшем антитеррористическом кордоне. В вестибюле рядом с кассами, аккурат перед турникетами, установили три рамки-металлоискателя и теперь обязывают каждого проходить только через них. Вопреки опасениям народ не толпится. Станция не самая загруженная, и даже в утренний час пик здесь немноголюдно.
Обычно сотрудники службы безопасности стоят за турникетами и ловят любителей бесплатного проезда. Теперь у них новая забава — борьба с терроризмом. Они в синих жилетах выстроились в ряд сразу за рамками. На одном из охранников солнцезащитные очки. За его спиной зона дополнительного досмотра — серого цвета каркас, напичканный сверхточными сканирующими приборами. Металлоискатели срабатывают на каждого второго, но доблестные стражи не обращают на это внимания.
«Все равно к инициативе отношусь положительно, — говорит пассажир Виктор, как только выходит из досмотровой зоны. Сотрудников службы безопасности, похоже, привлек его черный рюкзак. — Безопасность — это же в наших интересах, и требования нужно только ужесточать. Лишь бы цену на проезд не увеличивали». Интересуюсь, чем он вызвал подозрение. «Да, народу мало, — считает Виктор. — Не сидеть же им без дела. Работать надо». Как бы в подтверждение его слов охранники приглашают на досмотр школьника Кирилла. «Наверное, скейт мой не понравился», — рассуждает он. Кирилл в сером балахоне, за плечами рюкзак, к которому пристегнута доска с колесиками. «К досмотру отношусь спокойно. Все правильно они делают».
«В системе безопасности есть несколько рубежей, — рассказывает представитель фирмы-поставщика рамок Владислав Волков. — Первый рубеж — это радиационный контроль. Для этого над входами расположены специальные датчики. Второй — собственно рамки-металлоискатели. И последний барьер — зона досмотра, она как ядро всего комплекса». «Тех, кого нужно отправить на досмотр, пока определяем визуально, — признается сотрудник службы безопасности Юрий. — Стараемся всех подряд приглашать, чтобы приноровиться». За двенадцатичасовую смену сотрудники службы безопасности успевают досмотреть до 500 человек. Визуальный метод выявления угрозы, как оказалось, имеет вполне серьезные наименование — «профайлинг», ему обучают в рамках программы подготовки новых работников метро. Если же профессиональное чутье подводит, выручить должны рамки-металлоискатели. Правда, по словам Юрия, они пока не отрегулированы должным образом. «Сейчас они настроены на все подряд, потому и срабатывают постоянно, — рассказал он. — В ближайшее время их отладят и настроят на определенный металл или взрывчатку». Впрочем, даже визуальная тактика дает плоды. «Раньше приезжие часто ножи носили, — говорит Юрий. — Сейчас перестали: опасаются проверки».
Однако не все так радужно. «Обеспечение транспортной безопасности возложено на транспортные предприятия, которым и является метрополитен, но права негосударственных служб безопасности ограничены законодательством, — пояснил «МК» юрист Евгений Антонов. — Всеобщий досмотр противоречит принципу презумпции невиновности и законодательством не предусмотрен. Сигнал металлоискателя не является основанием для досмотра без понятых».
Если уж и подвергаться досмотру, то только по настоянию полицейских, которые обязаны предоставить понятых и составить протокол. А действия внутренних служб безопасности в этом свете представляются, мягко говоря, не соответствующими закону. «Транспортные организации, не имея полномочий для нормативно-правового регулирования, не могут обязать пассажиров проходить проверку, — говорит Антонов. — Однако на практике существует множество злоупотреблений: часто при посещении торговых и бизнес-центров, театров и других организаций при срабатывании рамки металлоискателя сотрудники охраны, не имеющие статуса работников правоохранительных органов, производят досмотр личных вещей граждан, чем превышают свои полномочия, нарушая ч. 3 ст. 55 Конституции и ст. 27.7 КоАП России».
Эксперты отмечают, что руководство московской подземки в курсе юридических нюансов нововведения и предпочитает действовать в духе «не хотите — не надо». «Если кто отказывается от досмотра, мы разрываем с ним контракт и не пускаем в метро, — говорит Юрий. — Контрактом в данном случае является проездной билет. Покупая его, пассажир принимает наши условия».
«В соответствии с законом функции по задержанию подозрительных граждан мы не выполняем, — отрапортовал 5 июня начальник отдела эксплуатации переносных комплексов службы безопасности московского метро Денис Епифанов. — Отследить или зафиксировать — это да, а в случае необходимости сообщаем коллегам из полиции, и уже они будут преследовать подозреваемого».
Еще один пассажир Суръат попытался пронести в метро строительный лазер, но тут же оказался в зоне досмотра. Рентген показал, что в пластиковом чемоданчике большая металлическая установка. Чемоданчик пришлось открыть, что, в общем-то, большая редкость. Убедившись — насколько это вообще возможно — в том, что прибор не взрывоопасен, Суръата отпустили.
Распрощавшись с ним, сотрудники службы безопасности возвращаются на исходную. Переговариваясь, они искоса поглядывают на беременную женщину в хиджабе, которая только что поднялась со станции и встретилась с молодым мужчиной, ожидавшим ее на выходе. Напряжение нарастает, когда спустя несколько минут она прощается с собеседником, разворачивается и мимо охранников идет обратно к эскалатору. Спрашиваю у охранников, готовы ли они лицом к лицу встретиться с реальным террористом-смертником. «Конечно, — пытаются храбриться они. — Для того и стоим».
Кстати, проект оснащения всех станций метро безвредными рамками и сопутствующим оборудованием обойдется городу в кругленькую сумму. Сейчас представители метрополитена неохотно озвучивают конкретные цифры, но в начале года эксперты говорили о 1,5 млрд рублей: в том числе 166 млн рублей придется заплатить за металлодетекторы, 514,5 млн — за стационарную аппаратуру радиационного контроля и еще 387 млн бросили на разработку проектной документации. Вот она, цена безопасности.
МЕЖДУ ТЕМ
Как рассказали 5 июня сотрудники службы безопасности метрополитена, сперва рамки-металлоискатели заработают на всех станциях Кольцевой линии подземки, затем новую систему безопасности внедрят на всех станциях внутри кольца и только после этого возьмутся за остальные станции. Все работы планируется закончить до конца этого года.