Поставки нового подвижного состава рассчитаны на период с 2014 до 2017 года. Первой испытала обновление Серпуховско-Тимирязевская линия. В апреле-мае на эту ветку уже поступили 56 вагонов серии серии 81-760/761 «Ока». К весне 2015 года планируется, что подвижной состав "серой" линии обновится полностью. Также новые поезда смогут оценить пассажиры Калининско-Солнцевской линии, которая готовится к сдаче в эксплуатацию. С 2015 года эти же модели запустят на участке "Парк Победы" – "Раменки", а позднее – "Раменки" – "Рассказовка".
На вид эти поезда мало отличаются от своих "предшественников". "Новые поезда взяли все самое лучшее от прошлых моделей, – говори замначальника Московского метрополитена Алексанлр Вайсбурд. – Они оснащены дверьми, которые автоматически открываются, если зажимают пассажира или его багаж. Добавляют комфорт встроенные системы вентиляции и кондиционирования".
Из "новинок" – система обеззараживания воздуха, которая, по идее, должна препятствовать распространению вирусов среди населения.
Кроме того, поскольку срок службы вагонов составляет 30 лет, проектировщики стремились заглянуть в будущее и опередить время. На поездах установлена автоматическая система управления, так что поезд может ехать без участия машиниста. Правда, об этом говорить еще рано – не проведены соответствующие работы на путях. Новые и условия информационной обеспеченности внутри поезда. В вагонах появятся дисплеи, на которые можно будут выводить совершенно разную информацию – в том числе по навигации в метро, вариантах пересадки и пр.
Также, по новому заказу, в часы-пик машинист сможет складывать 30% сидений. Мера призвана уменьшить давку в вагонах.
Однако поистине революционные вагоны придут в московское метро в 2016 году. Теперь любителям экономить время, перебегая из вагона в вагон, не придется выскакивать на станциях, рискую быть зажатыми дверьми. Зайти в дверь последнего вагона и дойти через весь поезд до кабины машиниста можно будет совершенно спокойно. На всем протяжении нового типа поезда салоны будут соединены сковзным проходом. В час такой поезд сможет провозить от 50 до 80 тысяч пассажиров. Кабины головных вагонов таких поездов снабжены эвакуационными трапами на случай аварии или блокировки штатных дверей.
В ближайшее время "Метровагонмаш" передаст новые модели поездов в Баку. Москвичи же смогут оценить новые модели вагонов осенью 2016 года. В этом году будет проведет конкурс на поставку более 330 таких поездов в 2016-2023 годах.
К слову, изменились и условия контракта между метрополитеном и ОАО "Метровагонмаш". Поставки новых вагонов производятся в рамках контракта жизненного цикла. Это значит, что завод не только поставляет новые вагоны для столичной подземки, но и берет на себя обслуживание и ремонт вагонов в течение всего срока эксплуатации (30 лет). "Затраты на земену вагонов могут ударить по бюджету Москвы, поэтому был предложен контракт жизненного цикла. – комментирует Вайсбурд. – Вагон покупается не сразу, а идет распределение стоимости по годам. Поставка вагонов будет финансироваться Правительством Москвы в течение 15 лет равными платежами". При этом цена на вагоны не увеличится, и ГУП «Московский метрополитен» сэкономит около 20% расходов на обслуживание. Контрактом жизненного цикла четко предусмотрены штрафные санкции в случае обнаружения неисправностей подвижного состава. В случае нарушения графика движения поездов в результате некачественного обслуживания вагонов завод должен выплатить штраф – 450 тыс. рублей. В случае невыдачи одного состава на линию из-за нарушения нормативных сроков обслуживания штраф составит 1 млн 510 тыс. рублей. При системном дефекте, который в течение трех месяцев подряд приводит к отменам поездов, предусмотрены штрафные санкции в размере 181 млн рублей. При крушении или аварии, возникшей в результате некачественно выполненного обслуживания или производственного дефекта сумма штрафа составит 181 млн рублей.