Усадьба «Ясенево» — место, без сомнения, уникальное. Это единственное барочное имение XVIII века, находящееся в Москве. История «Ясенева» связана с именами князя Лопухина и Льва Толстого — в приусадебной церкви венчались родители прославленного на весь мир писателя.
Однако последние двадцать лет имение переживает тяжелый период. Памятник находится в удручающем состоянии, и его дальнейшая судьба вызывает массу вопросов жителей округа и фонда поддержки городских инициатив, к которому горожане обратились за помощью.
Началось все с того, что усадьба была закрыта в 1995 году. Закрыта вроде бы для «реставрации, приспособления к современному использованию и создания культурно-рекреационного центра».
— Памятник архитектуры был закреплен на правах хозяйственного ведения за научно-производственной фирмой, подведомственной Министерству культуры РФ, — говорит юрист, президент общественного фонда Владимир Кочетков. —Руководство компании в том же году представило программу реставрации.
Завершиться все работы по восстановлению усадебного дома и территории должны были в 2007 году. Однако за двадцать лет реставрация свелась к косметическому ремонту — здание успели лишь оштукатурить и покрасить. Это при том, что научно-производственная фирма специализируется на реставрации и воссоздании памятников, не обделена и почетными государственными наградами. В частности — наградами президента, Патриарха всея Руси, московского правительства.
—По зданию уже пошли трещины, произошла просадка грунтов, потому что не были проведены работы по укреплению фундамента и гидроизоляции, — рассказывает Владимир Кочетков.
По словам жителей, сейчас дом пустует. Периодически на территорию въезжают-выезжают машины, кто-то оборудовал участок для верховой езды. «Здание конюшни значится на всех планах Ясенева начиная с 1766 года. Эта конюшня в настоящее время используется по своему прямому назначению — замечу, довольно редкий случай. Судя по тому, что рядом с конюшней огорожен небольшой участок для верховой езды, кто-то пользуется этим преимуществом. И этот кто-то — явно не жители».
Инициативная группа отправила обращения в префектуру, в мэрию Москвы и Министерство культуры РФ. Ответов пока нет.