«Вчера в Москве появился первый извозчик на автомобиле. Какой-то шофер привесил к своему небольшому «ольдсмобилю» плакат «Извозчик. Такса по соглашению». Он разъезжал по улицам, останавливался на углах и, по-видимому, не мог пожаловаться на отсутствие седоков.» – Эта заметка в московской газете, опубликованная 2 сентября 1907 г. считается фактической датой появления в нашем городе таксомоторов.
На 106-м году его существования московское такси «приговорили» к «испытанию цветом». Отныне для окраски легальных таксомоторов оставлены оттенки лишь из желтой зоны цветового спектра. Эта колористическая специфика станет еще одним фирменным отличительным знаком курсирующих по столице пассажирских «наемных экипажей» – наряду с такими знакомыми уже «шашечками», «гребешками» и зелеными огоньками.
За долгие десятилетия «таксической» истории палитра красок у московских таксомоторов отличалась большим разнообразием. Начиналось все со строгого черного. – И не удивительно: в первый период существования «бензиномоторов» в стране почти все они были такого цвета. Впрочем, в начале 1930-х часть самых первых советских легковушек ГАЗ-А, предназначенных для службы в такси, на заводе красили в темный зелено-серый цвет.
После войны, когда московские таксопарки стали укомплектовывать в основном
новыми «Победами», для них была установлена особая двухцветная раскраска: верх серый, низ – сине-лиловый; а посередине борта между ними – полоса «шашечек». Однако такие требования к форменной окраске машин просуществовали не долго, и уже в 1950-е по улицам города бегали «Победы»-такси самых разных цветов. Подобная вольница продолжилась и когда на смену «Победам» пришли «Волги» ГАЗ-21. Хотя позднее многие из этих машин все-таки «переодели» в единообразную «форму». – В середине 1960-х в таксомоторных парках Москвы появилось правило: после капитального ремонта старенькой «Волги»-такси ее крышу обязательно красили в яркий оранжево-красный цвет (при этом остальная часть кузова была, как правило белой или бежевой). За такой «знак отличия» эти машины получили в народе прозвище «Красная шапочка».
С начала 1970-х «двадцать первые» «Волги» в таксопарках стали заменять машинами новой модели – «Волга» ГАЗ-24. Подавляющее большинство этих легковушек, предназначенных для работы в качестве такси, имели одинаковую салатовую окраску, а в дополнение к «шашечкам» на борту и зеленому фонарику за лобовым стеклом у них впоследствии появился еще один отличительный знак – оранжевый светящийся плафон-«гребешок» на крыше с теми же «шашечками». С 1979 г. вместо салатового на Горьковском автозаводе стали красить такси в ярко-лимонный цвет.
Период «салатово-лимонного» единообразия для московских такси сошел на нет к началу 1990-х, когда таксопарками были списаны в металлолом последние из «двадцать четвертых» «Волг». После этого служба такси в столице испытала серьезные «перетурбации», закрытие многих таксопарков, так что о каком-либо едином оформлении машин речь уже вовсе не шла – не до того. Теперь, 20 лет спустя, форменный стиль возвращается. И в нем можно заметить явные признаки преемственности: ведь от прежнего ярко-лимонного до нынешнего «в желтой гамме» – дистанция не большая.