Концепцию развития музея Михаила Булгакова разрабатывало итальянское архитектурное бюро. Именно его проект стал победителем открытого конкурса, который, напомним, стартовал в столице летом прошлого года.
— Когда мы впервые посетили музей-квартиру Булгакова, сразу ощутили, что помещение слишком маленькое. Оно не вмещает все, что можно было бы сказать о Булгакове и его творчестве, — говорит автор концепции Габриеле Филиппини. — Поэтому музей стал своего рода базой, на основе которой мы развернули представление о писателе. Мы вышли за рамки квартиры и даже дома — создали целый район, в котором люди могут получить исчерпывающую информацию и о личности писателя, и о его жизни, и о его творчестве.
Отправной точкой в прогулке по булгаковским местам станут Патриаршие пруды, где любил гулять не только сам Булгаков, но и герой его нетленного романа «Мастер и Маргарита» Воланд.
— Мы не будем менять архитектурный облик этого места, — говорит Филиппини. — Просто пруд периодически можно будет использовать как сцену, где театральные группы станут ставить различные постановки по произведениям Булгакова, а также по произведениям, которые он любил.
Для этого на пруду предполагается установить понтоны, а по его периметру на откосах сделать лавочки — вроде мест в зрительном зале.
До неузнаваемости изменится и сам музей Булгакова — главная достопримечательность нового литературного квартала.
Преображение посетители увидят уже на лестнице, которая ведет в таинственную квартиру. На последнем этаже можно будет посмотреть открытые слои росписей, защищенные от вандализма. Эффект таинственности и загадочности помогут создать легкие шумовые звуки и движущиеся тени по стенам. Поднявшись по лестнице, посетители вопреки ожиданиям попадут в светлое помещение для временных выставок.
В новом музее Булгакова архитекторы реализуют два плана: исторический — рассказ о жизни писателя, и фантазийный — истории героев его романов.
Исторический план, по словам Филиппини, поддерживают в квартире четыре комнаты, знаменующие четыре этапа жизни Булгакова. Комната первая — в ней писатель жил с 1921 по 1924 год. Вся обстановка здесь максимально приближена к той, которая была при писателе. В ней он работал, в ней и отдыхал. Вторая комната тоже историческая, однако, по замыслу разработчиков, она должна перенести посетителей в юные годы мастера — когда он жил в Киеве. Интерьер помещения выполнен в оранжево-бежевой цветовой гамме. Третья комната воссоздает интерьер редакции одной из столичных газет, где писатель работал во время НЭПа. Картины на стенах, по задумке авторов, превратятся в мониторы, которые будут транслировать кадры Чернобыля, Фукусимы, экологических катастроф и войн. И, наконец, четвертая комната — «синий кабинет», — в которой Булгаков жил со своей женой Еленой в последние годы жизни.
Фантазийный план, по словам Филиппини, будет реализован в коридорах, соединяющих комнаты. В частности, в одном из них появится так называемое «окно» в другой музей.
— «Окно» — это монитор, — поясняет он, — который свяжет нас с одним из профильных музеев Москвы. Там будет установлена камера, напрямую транслирующая то, что происходит в другом музее.
Другой коридор будет полон мистики и тайн. Этакое виртуальное пространство — зеркало эпохи.
— С одной стороны стены будут размещены названия произведений Булгакова, образы героев его романов, газеты того времени, — говорит Филиппини, — а на противоположной стене — ряд зеркал, отражающих посетителей и все то, что отражает эпоху.
Кроме того, авторы проекта предусмотрели для гостей музея и много вспомогательных помещений: на выходе из музея будет сувенирная лавка, на чердаке дома — бар, читальня, офисы и даже детская зона.
Предусмотрено все и для маломобильных групп населения. В частности, инвалидов-колясочников на входе в квартиру для удобства передвижения пересадят на маленькие коляски. На верхний этаж они будут подниматься на лифте. Слабовидящие и незрячие смогут потрогать экспонаты. Для них будут созданы пластиковые модели каждой из комнат. Слабослышащих посетителей обеспечат текстовыми планшетами для прочтения QR-кодов и получения визуальной информации.
На пути между Патриаршими прудами и музеем предполагают разместить мультимедийный центр Булгакова — парящую над землей, между кронами деревьев, конструкцию. В нем будут размещаться постоянные и временные экспозиции современного искусства или документального кино. На открытой крыше появится прогулочный зимний сад. Зеленая зона вокруг центра будет называться «Мастер и Маргарита». Вдоль ее дорожек установят скамейки с QR-кодами, которые позволят послушать аудиоверсию романа на одном из иностранных языков.
А участок Большой Садовой улицы от метро «Маяковская» до Патриарших прудов обретет статус музея-заповедника Михаила Булгакова. Весь декор здесь будет выдержан в стиле 20–30-х годов ХХ века. Вдоль улицы установят информационные панели с исторической и культурной информацией.