Дело было 23 апреля прошлого года, в московской подземке, на конечной станции «Бульвар Дмитрия Донского». Время — 7.40, утренний час пик, людские толпы штурмуют вагоны метропоездов, следующих в сторону центра. Среди них — 32-летний начальник проектного отдела ООО «Энергострой» Евгений Волков и его жена Ольга. Вот подъехал очередной состав. Волков с женой стояли у третьего от конца вагона. Людской водоворот подхватил Ольгу и внес в открытые двери. Но Евгений в последний момент почему-то передумал ехать в этом поезде — может, надеялся, что толпа схлынет. Он буквально выдернул жену из потока обратно на перрон. В этой суматохе Ольга и врезалась в другую пассажирку, майора ФСБ России 52-летнюю Юлию Костенецкую.
Банальная ситуация, такое в московском метро случается каждый день. Правда, Волкова даже не извинилась за свою неуклюжесть. Женщину это задело, и она сделала замечание. Возможно, грубо, возможно, резко... Но реакцию Евгения адекватной уж точно не назовешь: он ударил пассажирку кулаком в глаз! Костенецкая как подкошенная рухнула на платформу, ударившись затылком о каменный пол.
Толпа ахнула и как-то мигом поредела. Кто-то набрал «03», кто-то кричал: «Нужно вызвать милицию!» А Волков... постоял рядом с бездыханной жертвой и бочком-бочком стал пробираться к выходу. Пассажиры окликнули его, но мужчина лишь бросил через плечо: «Пойду позову врача». Вслед за ним засеменила супруга.
Никто в тот момент не стал преследовать их. Никто, кроме 65-летней Зои Тарицыной. Зоя Яковлевна также оказалась невольным свидетелем случившегося. Пенсионерка проследила, как Волков подошел к припаркованной у метро иномарке, сел в нее, через несколько минут к нему присоединилась худощавая женщина, и машина умчалась. Тарицына, словно мисс Марпл из известного детектива, запомнила номер автомашины и сообщила об этом полицейским.
— По номеру машины установили личность владельца. Приехали к Волкову. Он признался, что после содеянного ему стало так страшно, что он решил просто сбежать с места происшествия. Вину мужчина признал, но при этом сознался, что самому прийти в правоохранительные органы ему бы не хватило смелости, — рассказывает старший следователь по особо важным делам СУ УВД на Московском метрополитене Татьяна Кончакова.
Действительно, то, что начиналось как простой бытовой конфликт, превратилось в настоящее уголовное дело. Волкову инкриминировали статью 111 часть 2 («причинение тяжкого вреда здоровью из хулиганских побуждений»). Костенецкая долго лечилась: бесконечные операции, больницы... А за несколько дней до начала суда над преступником следователю позвонил сын Костенецкой и сказал, что она не придет на заседание, так как умерла. Правда, доказать, что причиной смерти стала именно травма, полученная в метро, не удалось. Тем не менее Зюзинский суд приговорил мужчину к 3 годам колонии общего режима.
После окончания судебного процесса прокурор столичного метрополитена Александр Рыбак решил наградить пенсионерку.
— Мы искренне благодарим вас за ваше неравнодушие и сознательную гражданскую позицию, — сказал прокурор Тарицыной при встрече. — К сожалению, люди сейчас — каждый сам за себя. Часто любят говорить, когда становятся свидетелями чего-либо: «Это не мое дело, пусть сами разбираются». Это уже нормой жизни становится. Приятно знать, что есть люди, которые не пройдут мимо.
Зоя Яковлевна рассказала «МК», что ей не впервой добиваться справедливости.
— Я ведь в тот день как раз на судебный процесс ехала. У соседки по даче землю пытались отнять, нужно было выступить свидетелем. Конечно, когда я увидела драку, не смогла пройти мимо.
Зоя Яковлевна работала всю жизнь на ситцевой фабрике. Начинала с лаборантки, затем перешла в отдел кадров. Везде первая — и нормативы ГТО на «отлично» сдавала, и комсомольскую организацию школы возглавила. Помнит, как с друзьями на велосипедах, с лопатами, граблями ездила в деревню — помогать одиноким по хозяйству. И своих внучек — им 8 и 9 лет — Зоя Яковлевна также учит быть неравнодушными. «Они маленькие, но, когда видят, как дерутся мальчишки, подходят и говорят: мол, нельзя так. В общем, смена моя растет», — улыбается пенсионерка.