Высокие, высокие технологии

Какими суперсовременными разработками может похвастаться столичная медицина

Московское здравоохранение всегда славилось не только качественной помощью и талантливыми врачами, но и различными ноу-хау, разработанными собственными врачебными и научными коллективами. Сегодня различных патентов и разработок эксклюзивных высокотехнологичных медицинских методик в городских лечебно-профилактических учреждениях множество. И главное — они доступны каждому горожанину, которому может потребоваться такая помощь. «МК» узнал о наиболее интересных технологических новинках городской медицины.

Какими суперсовременными разработками может похвастаться столичная медицина

тестовый баннер под заглавное изображение

Нейрохирургия: навигация в 3D

Нейрохирургия является, пожалуй, самой сложной областью хирургии — ведь чтобы проводить операции на головном или спинном мозге, нужно обладать высочайшим профессионализмом. В последние годы в помощь столичным нейрохирургам приходят высокие технологии.

Например, 3D-нейронавигация позволяет совмещать данные предоперационного обследования пациента с реальной ситуацией во время операции. Иными словами, человек лежит на операционном столе, а врач видит на экране монитора, куда направлять инструмент, на котором закреплен датчик. «Раньше мы применяли анатомическое ориентирование, которое не позволяло действовать с такой точностью. Или вообще приходилось делать большие разрезы, в том числе вскрывать пациенту череп. Теперь же во многих случаях можно обойтись маленькими проколами. По программе модернизации, разработанной Департаментом здравоохранения, такую аппаратуру закупили для всех стационаров Москвы, мы обучаем работе на ней специалистов: нейрохирургов, оториноларингологов, травматологов», — рассказывает главный нейрохирург Депздрава Андрей Гринь.

Сегодня нейронавигацию стало возможным совмещать с ультразвуком. Чем это хорошо? Нередко во время открытых операций на головном мозге после вскрытия черепа сам мозг смещается. В этой ситуации УЗИ помогает отслеживать это смещение и корректировать ход навигации.

Полезным новшеством стало использование в нейрохирургии современных микроскопов: они позволяют видеть сосуды мозга и кровоток и даже различать злокачественную опухоль. Самое главное, что врачи в этой ситуации видят края опухоли и могут удалить ее без последствий.

В НИИ скорой помощи им. Склифосовского новинки, о которых говорилось выше, появились одними из первых в Москве. Из самых последних новшеств, которые начали осваивать в институте, стоит выделить метод спинальной эндоскопии: эта технология позволяет проводить оперативные вмешательства на спине через крохотные проколы. Пока в нашей стране им мало кто владеет, в Москве же ему обучены уже 50 специалистов.

Но больше всего нейрохирургия Склифа славится накопленным опытом в проведении операций на сосудах головного мозга. Работающий здесь академик РАМН Владимир Крылов изобрел авторскую методику (т.н. широкопросветный аностомоз), с помощью которой можно удалять даже те аневризмы, которые во всем мире считают неоперабельными. Они слишком велики, да еще и располагаются в глубинных отделах головного мозга: хирургическое вмешательство приводит к нарушению мозгового кровообращения и смерти пациента. Метод Крылова направлен на выключение аневризмы из кровотока. Для этого из руки пациента вырезается кусочек лучевой артерии, а на шее вскрывается сонная артерия. Далее проводится трепанация черепа, и в месте, где из аневризмы выходит кровь к мозгу, сосуд пересекается, и к нему пришивается кусочек лучевой артерии — получается как бы шунт. Другой конец шунта пришивается к сонной артерии и под кожей проводится к головному мозгу. Получается обходной путь для кровотока к мозгу — аностомоз. В итоге аневризма перестает быть опасной для человека. Таких уникальных операций, которые выполняются под микроскопом, сделано около десятка.

Все эти высокие технологии доступны москвичам совершенно бесплатно. Например, в прошлом году здесь проведено более 800 высокотехнологичных операций.

Травмы: клеточные технологии налицо

В ГКБ№36 применяются самые новые методики, среди которых есть и уникальные, изобретенные отечественными учеными. Например, сразу два ноу-хау использовались в лечении известного пациента больницы, худрука Большого театра Сергея Филина. Во время операции на глазах на раневую поверхность накладывали оболочку плаценты. А кожу на лице восстанавливали с помощью другой уникальной технологии, за разработку которой руководитель кафедры термических поражений ран и раневых инфекций Российской медакадемии постдипломного образования, профессор Андрей Алексеев, в 1996 году получил Госпремию РФ. Технология такая: на раневую поверхность пересаживаются выращенные лабораторным путем клетки заменительной ткани — фибробласты. Они выделяют факторы роста, стимулирующие заживление кожи. Результат применения клеточных технологий у худрука Большого, как говорится, налицо.

Сегодня эти фантастические методики лечения, как и многие другие, доступны каждому пациенту ГКБ №36. Кроме того, эта больница — единственное в столице специализированное медицинское учреждение, где проходят лечение родильницы с послеродовыми гнойно-септическими осложнениями.

Оториноларингология: обойдемся без тампонов

В Московском научно-практическом центре оториноларингологии им. Л.И.Свержевского  разработано несколько методик проведения высокотехнологичных операций для больных хроническими рубцовыми стенозами гортани и трахеи. Как рассказывают в центре, эта патология стала настоящим бичом XXI века. Сейчас очень много больных, причем молодого возраста, которым по состоянию здоровья необходима длительная искусственная вентиляция легких (это пострадавшие в катастрофах, в результате травм и тяжелых заболеваний). В результате пациенты вынуждены долгое время жить со специальной трубкой в очень нежном и чувствительном органе — гортани. После ее удаления нередко возникает хроническое воспаление и развивается т.н. рубцовый стеноз гортани. И выходит, что человека спасли от смерти, однако появляется другая проблема: он практически не может дышать самостоятельно — и ему приходится вводить уже другую трубочку через разрез в области шеи. И с ней предстоит жить очень долго, а иногда даже всегда...

Как раз таким больным в центре отоларингологии им. Л.И.Свержевского проводят высокотехнологичные операции, во время которых используются специальные трансплантаты, расширяющие просвет гортани. В 2006 году специалисты центра получили премию мэра Москвы в области медицины за разработку комплекса реабилитации таких больных. В него входит не только хирургическая помощь, но и т. н. фонопедическая реабилитация, дающая возможность человеку не только дышать самостоятельно, но и говорить.

А в прошлом году центр получил премию мэра за другое изобретение: нетравматичные сплинты, представляющие собой тоненькие пластинки, которые позволяют избегать использования тампонов после операций в полости носа. Раньше после таких хирургических вмешательств приходилось на длительное время (порой на несколько суток) устанавливать тампоны: ведь в полости носа очень много кровеносных сосудов. Теперь все стало куда проще и приятнее для пациентов. Кроме сплинтов в центре изобрели и специальное атравматичные тампоны и даже наладили их производство в России. Они сделаны из силикона, и больной их не чувствует.

Помогают здесь и больным с тяжелыми головокружениями, если те вызваны поражениями внутреннего уха (что случается, к примеру, из-за гнойного отита или специфических заболеваний). Что нового придумано для лечения таких больных? Как правило, во время слухоулучшающих операций используются различные протезы, например титановые. Ноу-хау столичных врачей — это разработанный в центре протез из хряща ушной раковины самого человека. За эту методику получена Госпремия РФ.

Разработана здесь и уникальная методика, позволяющая при некоторых патологиях уха обходиться без оперативного вмешательства — она называется селективная лазеродеструкция лабиринта. Вместе с Курчатовским институтом был сконструирован прибор, который воздействует лазером на внутреннее ухо. Главное преимущество — лазер разрушает лишь рецепторы вестибулярного анализатора, не затрагивая при этом рецепторов слухового. В итоге человека перестает кружить, однако слух остается на таком же уровне, как до операции. Такой методикой в мире больше не владеет никто. Обычно при таких патологиях делают инъекции гентомицина: препарат убивает все рецепторы внутреннего уха — и человек после такой процедуры глохнет. Здесь же научились спасать человеку слух.

Хирургия новорожденных: самые бережные методики

К операциям новорожденных, разумеется, предъявляются самые высокие требования.

— Одним из достижений последних лет в ДГКБ №13 им. Н.Ф.Филатова следует назвать проведение эндохирургических операций у новорожденных детей по поводу врожденных пороков развития. Еще несколько лет назад в таких случаях делали исключительно полостные хирургические вмешательства. Да и до сих пор в подавляющем большинстве учреждений во всем мире, даже в странах с очень высоким уровнем развития медицины, эти технологии пока не очень распространены, — рассказывает главный детский хирург Департамента здравоохранения Александр Разумовский.

Речь идет не о пороках сердца, а о встречающихся куда чаще пороках других органов: легких, диафрагмы, пищевода, желудка, печени и др. При эндоскопических операциях, которые вошли в практику детских хирургов Филатовки лет десять назад, вместо травмирующих разрезов выполняются тонкие проколы. Сегодня опыт проведения таких операций в Филатовской больнице перевалил за многие сотни. Ежегодно здесь выполняют около 1000 операций у новорожденных, и из них 200–300 — эндохирургические.

— В рамках столичной программы модернизации здравоохранения мы получили большой парк самой современной медицинской техники, в том числе необходимой для развития этой части хирургии. И это новое оборудование позволяет нам работать в очень комфортных условиях, — говорит доктор Разумовский.

Сегодня в Филатовке оперируют не только москвичей, но и детей со всей страны. Иногда оперативное вмешательство требуется экстренно, сразу после рождения, но благодаря хорошо организованной в Москве системе пренатальной диагностики беременных о многих проблемах врачи знают «загодя», еще до рождения ребенка.

— Мы хотим, чтобы наши технологии распространились на территории всей нашей страны максимально быстро, — говорит Александр Разумовский. — Мы благодарны городскому Департаменту здравоохранения и его руководителю Георгию Голухову, который поддерживает внедрение инноваций в практическое здравоохранение столицы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру