«Мы уйдем из зоопарка», — мечтал в одной из песен лидер группы «Гражданская оборона». Мечтают об этом и нынешние гражданские активисты, организовавшие акцию «Царь дверей» в арбатских переулках. Они украсили ограждения переулков, прилегающих к главной пешеходной улице, девятью ироничными табличками, напоминающими вывески в зоопарке. «Заборы часто портят вид, мешают гулять, мешают проезду пожарных машин и карет «скорой помощи». Шлагбаумы тоже часть заборной инфраструктуры, которая создает атмосферу запретов, — объясняет актуальность акции представитель движения Егор Еремеев. — К горожанам относятся как к неразумным существам: «сюда не ходи, туда не смотри».
Не осталось без внимания и здание управы района. Барьер, отделяющий сотрудников администрации Арбата от прохожих, получил табличку «Царь дверей».
Чтобы узнать судьбу оставшихся вывесок, выяснить мнение арбатцев и заглянуть за высокие заборы, «МК» отправился по маршруту Open Arbat на следующее утро после акции за улицы без барьеров.
Оказалось, не все жители разделяют идеи гражданских активистов — ни одна табличка не уцелела. «Если бы не было этих заборов, нам негде было бы парковаться, — говорит дама с собачкой, жительница Филипповского переулка. — Во дворе нашего дома мы тоже оградили территорию, чему очень рады. Скоро лето, и во дворах начнет засиживаться неместная молодежь, которая тусуется на Арбате, они будут петь песни и распивать пиво. Почему мы должны терпеть это в наших дворах?»
Однако от бесчисленных уличных ограничений страдают не только арбатские неформалы, но и местные дети: «Вот оградили этот двор, — рассказывает жительница дома 35/37 в Большом Афанасьевском переулке, указывая на соседнее здание. — Чтобы погулять в нем, нашим детям приходится перелезать через прутья. Хотя это в такой же степени наш двор, как и их». Речь идет о нескольких трехэтажных строениях по адресу Большой Афанасьевский переулок, 41. За забором территория, напоминающая частное владение: несколько домов, оснащенных системой видеонаблюдения, места для автопарковки, большая детская площадка. Попасть на территорию двора можно только через пост охраны.
Мы сворачиваем в Сивцев Вражек. Сразу обращает на себя внимание чугунная решетка дома 14 с необычным объявлением: «Калитка работает автоматически!!! Руками не трогать!!!». Стоит задержаться здесь с фотоаппаратом, как обнаруживается и механизм функционирования автоматической калитки: «Что вы здесь делаете и зачем фотографируете? — раздается голос из домофона. — Это обычный жилой дом». На вопрос, почему обычное жилое здание огорожено необычно высоким забором, после некоторой паузы голос отвечает, что ничего не слышит, и диалог с забором обрывается.
Единственный двор свободного пользования удается найти в Староконюшенном переулке. «К нам приходят и жители соседних улиц, посидеть ведь больше негде, — рассказывает профессор лингвистики, житель дома 39, Валерий Анатольевич. — А этот двор, между прочим, наследие нашего соседа Жоры Вицина. Когда-то здесь был пустырь, и жители попросили его помочь с обустройством двора. Благодаря авторитету народного артиста спустя три дня после его обращения приехали рабочие и установили детскую площадку. Здесь Георгий Михайлович устраивал чтения древнегреческой поэзии, на которые собирался весь двор. Сейчас, конечно, такое трудно представить». Его соседка показывает на соседний дом 37: «Не могу сказать, что мы сильно страдаем от этих заборов. Но неудобства есть: в магазин раньше ходили дворами, теперь приходится делать круг. К тому же это несправедливо: они выходят гулять в наш двор, а нам проход закрыт».
Возведение перегородок в столице началось в 1990-е, участники Open Arbat склонны считать это явление отголоском социальных проблем, роста преступности в 90-х, увеличения числа наркоманов, бездомных.
«Сейчас разрушены локальные сообщества, соседи не знакомы друг с другом, нет инфраструктуры для безделья в городе — скверов, лавочек и прочего. Возможность занять место, захватить кусок публичного пространства только для себя демонстрирует отношение к другим горожанам как к потенциальным конкурентам, — размышляет Егор Еремеев, — а за желанием спрятаться за высоким забором стоит отношение к окружающим людям как к потенциальной опасности, к окружающему миру — как к враждебному».
В управе района нас заверили, что с 2012 года все находящиеся на территории Арбата заграждения оформлены официально. Правда, после уточнения данных об интересующих нас адресах, выяснилось: все-таки властям есть еще над чем работать. Администрация района подтвердила, что в числе прочих незаконно присвоенных территорий Большой Афанасьевский, 41, стр. 2 и 3, Староконюшенный переулок, 37.
И кстати: штраф за самовольное возведение ограждений составляет 80 тыс. руб.