Как рассказали «МК» инициаторы нововведения, специалисты экспертного центра «Probok.net», идея очень проста: водитель может повернуть направо при запрещающем сигнале светофора, уступив дорогу другим автомобилям и пешеходам. Такой маневр должен осуществляться не по умолчанию на всех перекрестках, а только там, где на светофоре установлен дополнительный светоотражающий указатель.
Адреса, где можно провести такой эксперимент, сейчас утверждает госавтоинспекция. В числе вариантов следующие повороты: с Новой Площади на улицу Ильинка, с Велозаводской на Автозаводскую улицу, с Нагатинской улицы на проспект Андропова (в область), с Новокузнецкой улицы на внутреннюю сторону Садового кольца, съезд с внутренней стороны МКАД на Студеный проезд, с Коктебельской улицы на Варшавское шоссе (в область). Транспортники выбирали перекрестки без пешеходных направлений (или с минимальной интенсивностью) и без правоповоротных секций. Как только ГИБДД даст «добро», к светофорам прикрепят светоотражающие «зеленые стрелки», а в помощь водителям появятся информационные щиты. Эксперимент будет проходить в рамках действующих норм (пункт 4.6 ГОСТ Р 52289-2004), которые позволяют установить новый указатель по согласованию с федеральным органом госавтоинспекции, даже если он не прописан в ГОСТах.
Инспектора обещают, что не будут выписывать штрафы «за углом». И призывают водителей соблюдать правила и проявлять уважение к другим участникам движения.
Несколько важных моментов. Во-первых, повернуть направо «на красный» — это право, но не обязанность автомобилиста, поэтому не стоит сигналить в спину тем, кто едет прямо. Во-вторых, в соответствии с положениями главы 8 Правил дорожного движения при повороте водитель обязан сначала пропустить остальных участников движения (пешеходов, автомобили) и лишь потом повернуть.
Если эксперимент будет признан удачным, правый поворот на красный свет будет закреплен в Правилах дорожного движения. И тогда нововведение распространится не только на Московский регион, но и на другие города России.
А КАК У НИХ?
В Северной Америке, за исключением Нью-Йорка и острова Монреаль (архипелаг Ошлага, провинция Квебек, Канада), водителю разрешается повернуть направо при запрещающем сигнале светофора после полной остановки и при условии безопасности маневра. В западных штатах США правило действует больше полувека, в восточных оно было принято в 1970-е годы для экономии горючего. Китай, Южная Корея, Тайвань, большинство стран на островах Карибского моря (например Доминиканская Республика) также разрешают правый поворот «на красный». При этом он запрещен некоторым транспортным средствам: в частности, школьным автобусам и машинам, перевозящим опасные вещества. Им нужно дождаться разрешающего сигнала светофора и только тогда начать движение.
В отличие от Америки и Азии на всей территории Евросоюза правый поворот «на красный», как и в России, запрещен, кроме случаев, когда он явно разрешен. Например, это может быть сделано или зеленой стрелкой на красный свет (как предлагается в Москве), или мигающей желтой стрелкой на красный свет.
В ГДР «зеленые стрелки» ввели в 1978 году. После объединения Германии в 1990-м власти сначала сочли это правило устаревшим, равно как и прочие Правила дорожного движения ГДР. Однако общественность настояла на сохранении разрешенного правого поворота. Больше того, «зеленые стрелки» активно стали появляться и на территории Западной Германии. Сейчас их количество в стране превышает 5 тысяч. Наши ближайшие соседи, украинцы, провели подобный эксперимент еще в начале 2000-х. Его эффективность была признана высокой, и таблички с зелеными стрелками появились на многих городских перекрестках.