Программа по созданию ТПУ будет выполняться совместными усилиями столичного метрополитена, ОАО «МКЖД» и железных дорог. Как рассказал глава стройкомплекса Марат Хуснуллин, из 255 узлов 163 «потенциально могут быть капитальными сооружениями». Точные цифры станут известны после разработки градостроительной документации.
РЖД, которым Москва передала 57 площадок, уже определились, что к 2020 году построят 42 капитальных ТПУ общей площадью 5,8 млн кв. м. В подземном уровне таких объектов будет размещаться станция метрополитена, на первых наземных этажах — станции пригородных поездов и наземного городского транспорта, сверху — коммерческие площади. Всего предусматривается строительство 2,4 млн кв. м торговых галерей, 290 тыс. кв. м кафе и ресторанов, 200 тыс. кв. м офисных помещений, 100 тыс. кв. м кинотеатров и т.д. Кроме того, во всех ТПУ предусмотрены многоуровневые паркинги общей вместимостью 80 тыс. автомобилей. «Если сейчас в Москве 9 вокзалов, то к 2020 году будет 51», — обещают железнодорожники.
Их планы наверняка поразят москвичей своими масштабами. В составе ТПУ «Петровско-Разумовская» и «Тушинский» появятся здания высотой 25 этажей. А в ТПУ «Выхино» запроектировано строительство комплекса, похожего на гигантский стадион, площадью 600 тыс. кв. м. Если сейчас почти все станции метро имеют поблизости свободные площадки и скверики, то к 2020 году они будут застроены сооружениями, которые лишь с большой натяжкой можно отнести к транспортной инфраструктуре. Общая площадь всех вестибюлей метрополитена, станций и платформ железной дороги, остановок наземного транспорта и галерей для транзитного движения пассажиров, входящих в состав 42 ТПУ, недотягивает даже до 1 млн кв. м. Остальные 4,8 млн кв. м — это коммерческая недвижимость. Впрочем, есть и другая сторона медали: новая застройка положит конец опостылевшим москвичам стихийным развалам и рынкам.
В числе первоочередных железнодорожники называют ТПУ «Курская», «Дмитровская», «Тимирязевская», «Петровско-Разумовская», «Царицыно», «Тушинская», «Электрозаводская» и «Выхино». К их строительству планируется приступить уже в 2014 году.
Планы метрополитена пока скромнее. В 2012 году ГУП «Московский метрополитен» ввел в эксплуатацию 3,8 тыс. машиномест между МКАД и ТТК, что составляет 13% от требуемого количества. В 2013 году предусматривается создать еще 26,2 тыс. машиномест. Большая часть из них будет сформирована в рамках программы развития плоскостных ТПУ. «Сейчас мы находимся на первом этапе, — говорит глава стройкомплекса, — зачищаем территорию под плоскостные стоянки, создаем условия для беспрепятственного движения транспорта и пассажиров». На втором этапе плоскостные ТПУ должны трансформироваться в капитальные. Под эти цели зарезервировано 90 площадок, на которых может быть построено 2,5—3 млн кв. м недвижимости. В этом году подземка получила бюджетную субсидию на проектирование. Но строить объекты будут привлеченные ГУП «Метрополитен» инвесторы.